Ударное сцепление
Взять, например, сцепление и маховик. Последний не только сглаживает неравномерность вращения коленчатого вала, но и является составной частью сцепления: именно к нему прижимается ведомый диск.
Для гибридного авто, однако, равномерность вращения не столь важна, особенно если привод основан на преобразовании механической энергии в электрическую. Зато важен мгновенный пуск ДВС, которому массивный маховик как раз и мешает. Поэтому на фирме LuK разработали так называемое импульсное сцепление, позволяющее сократить время пуска до 250 мс! Для этого легкий ведомый диск механически соединили не с валом коробки передач, а с… коленвалом двигателя. Заметно уменьшившийся момент инерции позволил сократить время раскрутки и пуска двигателя. Само сцепление в этом случае работает импульсно, практически мгновенно соединяя валы электромотора и ДВС. Кроме того, оно способно без проскальзывания передавать на маховик (он, напомним, теперь стоит со стороны трансмиссии) рывки при вращении коленвала: благодаря этому при включенном сцеплении двигатель крутится по-прежнему равномерно.
Сцепление получилось настолько компактным, что его удалось разместить внутри ротора электродвигателя, так что весь гибридный модуль легко компонуется на обычном автомобиле. Это открывает хорошие перспективы для появления гибридных версий серийных авто. А казалось бы, всего-навсего сцепление…
Впрочем, есть и обратная сторона медали: времена, когда этот «расходный» узел был несложен и недорог, уходят в прошлое. Теперь в случае износа фрикционных накладок придется заменять всю конструкцию. Остается надеяться, что делать это придется не слишком часто!