Они говорят «до свидания!»

ОНИ ГОВОРЯТ «ДО СВИДАНИЯ!»

После финиша бразильского этапа Михаэль с трудом подбирал нужные слова: «Я благодарил свою команду, болельщиков и всех людей, причастных к моим успехам, после каждой победы и каждого титула. Сегодня я не выиграл, а сказать хочется намного больше обычного – всем тем, чья поддержка на протяжении 15 лет была мне необходима. В некотором смысле круг, сделанный мною в чемпионате мира, замкнулся. Первая моя гонка и последняя моя гонка получились похожими – помешали проблемы, над которыми я не властен».

Тем не менее Михаэль ушел красиво, как и подобает семикратному чемпиону мира. В этот день он был, безусловно, самым быстрым на трассе в Сан-Паулу и не победил по чистой случайности – из-за прокола колеса. На его счету, однако, лучшее время в гонке, добытое им на самом последнем, 70-м круге. Возможно, это даже более сильный финальный штрих, чем победа.

По всему миру прокатилась стихийная волна прощания с Шумахером-гонщиком. К ней не подключилась разве что Испания, где тысячи людей высыпали на улицы и до утра отмечали триумф Фернандо Алонсо. Испанец, кстати, тоже очень тепло попрощался – не с формулой 1, конечно, а со своей командой «Рено».

Довольно точный анализ сезона дал технический директор «Рено» Пат Симмондс: «Спортивная составляющая была великолепна – все до последнего момента держалось на нервах. Именно то, что нужно зрителям, да и не только им, но и всем нам тоже, иначе работа стала бы рутиной. Я уже тридцать лет в формуле 1 и не припомню такого напряженного для себя финала. Думаю, это один из самых интересных чемпионатов за всю историю – противостояние двух выдающихся пилотов и двух сильных команд. Жаль лишь, что в ход борьбы немного вмешалась политика: все могло кончиться гораздо проще и раньше, если бы после немецкого этапа ФИА не запретила демпферы масс, стоявшие на наших машинах и никоим образом не противоречившие регламенту». Шеф «Рено» Флавио Бриаторе добавляет, что во второй половине сезона перевес был определенно на стороне «Феррари» – и технический, и психологический: «Тем не менее мы выстояли – ценой чрезвычайной концентрации на поставленной цели. Ни один элемент сложнейшего механизма, коим является команда формулы 1, в трудный момент не подвел. И я искренне восхищен моральной устойчивостью Фернандо – он ни разу не дрогнул и не совершил ни единой ошибки».

[caption id="attachment_194792" align="aligncenter" width="150" caption="В последней гонке своей блистательной карьеры Михаэль Шумахер был самым быстрым,

но не самым удачливым – прокол колеса лишил его победы.

"]

[/caption]Страсти по поводу ухода Шумахера, как водится, немного преувеличены. Конечно, он вряд ли вернется за руль болида формулы 1 – разве только на каких-нибудь шоу. Но есть шанс, что в гонках он все-таки появится. Немец до сих пор неравнодушен к картингу и, кроме того, получил заманчивое предложение от «Ауди» – стартовать в чемпионате DTM, сразиться там с давним соперником Микой Хаккиненом. Финн два года безвылазно сидел дома, погрузившись в дела семейные, твердил, что в гонки никогда не вернется. Но не вытерпел и до сих пор в строю, а ведь Мика на год старше Михаэля. Правда, возвращение если состоится, то явно не в ближайшем сезоне: Шумахер по-прежнему необходим «Феррари» и остается в команде пестовать преемников – Фелипе Массу и Кими Райкконена.

Подпишитесь на «За рулем» в