Привет с большого бодуна
Кстати, не надо путать освидетельствование с осмотром сотрудниками ДПС. Инспектор предложил «подуть в трубочку» – какой бы ни был результат, никто не вправе заявить, пьян водитель или нет. Подобная процедура направлена лишь на то, чтобы удостовериться – необходимо ли медицинское освидетельствование.
От предложенной инспектором проверки можно отказаться. Но тогда придется поехать на медицинское освидетельствование: отказ от него – серьезное нарушение.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.
Освидетельствование проводится на основании протокола, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, а также водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера.
Освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.
Изменения к приказу № 308 от 14.07.03 Министра здравоохранения РФ
Коснемся распространенного заблуждения – дескать, пьяным считается тот, у кого в выдохе (или крови) обнаружили 0,5 и более промилле алкоголя. На самом же деле в приказе Министерства здравоохранения хоть и есть пункт с этими цифрами, но смысл иной. Данной величиной пользуются, когда другими методами ничего выявить нельзя. К примеру, авария, водитель в реанимации и пошевелиться-то не может, а значит, ни о какой замедленной реакции и слабой координации движений речь не идет. Тогда у него берут кровь, исследуют. Если в ней 0,5 промилле спирта и больше, значит водитель в состоянии опьянения.
Но оставим пока цифры в покое – обратим внимание на самое главное. Экспертиза – это не просто «дуновение» в трубочку, а комплексный метод, учитывающий ваше поведение, дыхание, давление, координацию движений и прочие факторы. А стало быть, врач, обнаружив в организме, скажем, 0,2 промилле, может с учетом всех нюансов выдать как положительное, так и отрицательное заключение о состоянии опьянения.
Чем обернется утвердительное решение, объяснять, полагаем, не требуется. Впрочем, об одном все же надо сказать: не сегодня-завтра (в этом – уже никакого сомнения!) резко ужесточат уголовное наказание за нарушение правил водителем, который, будучи пьяным, стал причиной тяжкого вреда здоровью или даже смерти людей. Весьма вероятно также, что за аналогичное деяние, повлекшее по неосторожности причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавших, будет введена уголовная ответственность.
Мы не пытаемся кого-то напугать грозящими суровыми санкциями. Мы считаем, что руководить водителем должны вовсе не страх и не боязнь грядущего наказания, а прежде всего разум и совесть. Ведь эти общечеловеческие понятия – из категории вечных, не зависящих ни от политического строя, ни от наших личных амбиций. А для иллюстрации предлагаем читателям познакомиться с результатами нашего теста – на первый взгляд, они совсем не устрашающие.
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА
Три «добровольца» (весом 72, 67 и 63 кг), накатившие вечером накануне по поллитра водочки под закусочку, выдули наутро 0,44; 0,31; 0,33 промилле соответственно. При том, что с момента употребления последней «дозы» прошло 8 часов (!). А это уже отличный повод к утренним приключениям. Кстати, не будь это эксперимент, а обычное освидетельствование, показания алкометра нам вполне законно могли не показывать! Но в любом случае в акте медицинского освидетельствования эти цифры обязаны присутствовать. Что касается остальных признаков опьянения, перечисленных выше, то все «тест-пилоты» показали приемлемые для трезвого человека результаты. Но не стоит забывать, что их визит к врачу был добровольным, а потому они были совершенно спокойны. Если бы пришлось волноваться, возбуждаться, все могло сложиться совсем иначе. А так все получили ободряющие заключения: «Состояние опьянения не установлено». Хотя установлен факт употребления алкоголя, но в заключении (вносится в милицейский протокол) это не отмечается.
Формально факт употребления алкоголя налицо. Однако ПДД говорят, что транспортным средством нельзя управлять в состоянии опьянения! А наши подопытные пили, но наутро уже не находились в этом состоянии! А значит, за рулем могли бы сидеть вполне законно. Но подчеркнем еще раз – все решили благоприятные условия, человеческий фактор. Чуть меньше уверенности в поведении, чуть меньшая лояльность врача – и заключение обрело бы совсем другой характер с иными последствиями. Кстати, вот личное мнение врача: управлять автомобилем в данном случае не следует. Ну а при выдаче заключения он просто руководствовался существующей методикой.
Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения. В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок:
состояние опьянения не установлено;
установлено состояние опьянения.
Изменения к приказу…Трое «пилотов», что предпочли водке коньяк, в итоге получили аналогичные результаты – и по самочувствию, и по заключению. Куда интереснее два других случая…
О ПОЛЬЗЕ КОКТЕЙЛЕЙ
Принятые накануне седьмым экспериментатором три баночки слабоалкогольного коктейля с содержанием спирта 9% аукнулись наутро лихими цифрами – 0,83 (!) промилле. И это – при массе подопытного 86 килограммов. Заключение: «Установлено состояние опьянения».
Восьмой 95-килограммовый боец, приговоривший за вечер пять бутылок пива, предстал перед врачами с явно заниженной реакцией (словно сутки без сна), но с нулем на алкометре! Вот и думайте: стоит ли привязываться только к цифрам? Итог – состояние опьянения не установлено.
Оставшиеся двое гуляк с номерами 9 и 10 показали нули – как на приборе, так и по адекватности поведения. Два бокала вина и бутылка пива остались незамеченными. Но рассчитывать на то, что такая доза стопроцентно не определится, также не стоит.
НЕ ЕДЕМ!
Надуть нулевой результат с утра даже после доброй попойки – не выдумка, а реальность. Однако наше мнение таково: несмотря на то что получить заключение: «Состояние опьянения не установлено» возможно, с судьбой и правами при неоднозначной методе проверки лучше не играть. Собрался за руль – не пей!
Предугадать состояние на следующее утро практически нереально. Факторов, которые влияют на него, множество: от качества выпитого и съеденного до особенностей самого организма и числа визитов в туалет. Кроме того, вновь напоминаем про самочувствие, которое сильнейшим образом влияет на безопасность как вас самих, так и окружающих. Мы же исходим из одного-единственного и незыблемого для нас принципа: за рулем – ни грамма алкоголя – ноль промилле! Призываем и вас, читатель, следовать этому, обезопасив от беды себя, свою семью и окружающих.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Сергей Смирнов
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Порядок освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения утвержден Постановлением правительства РФ от 26.12.2006 г. № 930 и приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308. При этом в настоящее время возникает множество вопросов именно к тому, как и на основании чего делаются заключения о состоянии водителей. Дело в том, что в указанных нормативных актах нет четкого определения порядка выявления и критериев нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения. Более того, этими документами не установлен максимально допустимый предел уровня алкоголя в крови, позволяющий врачу делать заключение о нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому, следуя логике, за допустимый уровень алкоголя в крови должен приниматься ноль. Однако помимо определения количественного уровня алкоголя применяется так называемый метод определения клинических признаков опьянения. Вот и получается, что при положительном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (или крови) и отсутствии остальных клинических признаков опьянения врач может прийти к выводу, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения.
Однако это ближе к теоретически возможной ситуации, на практике же водитель с алкоголем в крови и по клиническим признакам «хорош». Поэтому не рекомендую садиться за руль ни после бокала шампанского, ни с похмелья.
В будущем мы продолжим эту тему и привлечем к разговору ведущих отечественных и зарубежных экспертов.