Резвость – норма жизни
Увы, даже показатели из официальных технических характеристик в жизни, как правило, недостижимы. При испытаниях «За рулем», проводимых в специально предназначенном для этого месте – полигоне НИЦИАМТ, автомобили обычно чуть (а иногда и заметно) медленнее, нежели говорят заводские данные. Почему?
Для точных замеров используют специальные динамометрические дороги – абсолютно ровные и максимально закрытые от ветра густым лесом. В жизни такие найти сложно. Отечественный ГОСТ, а испытательные методики ЗР основаны на нем, как и все стандарты мира, оговаривает даже влажность (не более 95%) и температуру (не ниже +3 градусов). Асфальт, разумеется, должен быть сухим. Лишь тогда можно рассчитывать на максимально интенсивный разгон. Вроде бы все условия соблюдены, а скорость и разгон все равно ниже заявленных!
Одни фирмы проводят замеры с одним водителем или водителем и балластом в 30 кг, другие – с большей нагрузкой. Журнал тестирует автомобили с полным баком и нагрузкой не менее 180 кг (водитель, приборист, аппаратура). Этого вполне достаточно, чтобы снизить максимальную скорость и разгон по сравнению с заявленными. Некоторые зарубежные стандарты подразумевают, что подопытный автомобиль должен иметь определенный (несколько тысяч километров) пробег. По нашим наблюдениям, современным импортным машинам обкатка прыти почти не прибавляет, зато на отечественные влияет очень заметно. Скажем, «Волга» с двигателем «Крайслер» при пробеге около 10 тыс. км сбросила в разгоне до 100 км/ч 2,2 с, а в «максималке» прибавила более 10 км/ч (см. ЗР, 2006, № 10).
Конечно же, на разгон заметно влияют и шины – модель, размер, давление. Разумеется, большую роль играет бензин, особенно в России. Если уж в обычной эксплуатации вы замечаете, что двигатель временами работает хуже, можете быть уверены: максимальная скорость автомобиля снизилась минимум на пару километров.
Для максимально интенсивного разгона, помимо всего прочего, важно трогаться с минимальной пробуксовкой, что на мощных автомобилях не самая простая задача. Переключать передачи необходимо без полного сброса газа за 0,1–0,15 с. Чтобы научиться, нужна солидная практика!
Наконец, чем мерить? Большинство уличных «рекордсменов» руководствуются штатными спидометрами, которые завышают показания на 3, 5, 7, иногда 10%. Причем чем быстрее движется автомобиль, тем заметнее прибор льстит водителю. Беспристрастна лишь профессиональная, вовремя поверенная аппаратура.
Достичь на обычных дорогах заводских показателей практически невозможно! Исключение – короткие участки под уклон, где машина может развить скорость, даже превышающую официальную «максималку». Объяснять взрослым, насколько опасны «тесты» на дорогах общего пользования – просто стыдно.
Проводя замеры динамики, мы отнюдь не стремимся уличить производителей в преувеличении возможностей своих машин. Хотя иногда для этого есть поводы... Но нам важно не несколько выигранных или проигранных километров в час и секунд, а сравнение автомобиля с одноклассниками. Поэтому мы не так строги к погодным условиям; поэтому редко проводим единичные тесты. А если и мерим динамику одного автомобиля, то, как правило, выдающегося – интересного именно скоростными способностями. Впрочем, если хочется помериться «максималкой» – вот таблица массовых машин, испытанных журналом в последнее время. В конце, для сравнения, несколько самых быстрых моделей. Сопоставьте начало и конец списка: лучше на бумаге, чем на дороге !