Пятый кризис?

Пятый кризис?

ПЛАНЫ НЕИЗВЕСТНЫ

Не так давно (с лета 1998-го по весну 2001-го) «классические» автомобили АВТОВАЗа претендовали на своеобразный рекорд в Книге Гиннесса как самые дешевые в мире легковые класса С. Стоили они – трудно поверить! – около 2,5 тыс. долларов! Увы, все это давно в прошлом, с тех пор цены росли не по дням, а по часам. Особенно быстро – в прошедшем году: после прихода нового руководства АВТОВАЗ повышал цены на автомобили аж семь раз.

В среднем машина вазовского производства сегодня обходится в 9000–9500 долл. Дилеры давно бьют тревогу: российский покупатель не готов отдавать такие деньги за отечественный автомобиль, если недорогая, но уже неплохо укомплектованная иномарка обходится в 11–12 тысяч! Цену в 9,5 тыс. долл. большинство аналитиков считают «потолком» для отечественного автомобиля, когда можно еще рассчитывать на сносный объем продаж. У большинства дилеров с августа прошлого года спрос на автомобили «Лада» начал стремительно падать – машины из Тольятти стали слишком дорогими. За один месяц продажи упали приблизительно на 20%!

Постоянное повышение цен на свои автомобили завод объясняет инфляцией, а также ростом цен на энергоносители, металл, рабочую силу. Между тем большинство аналитиков не разделяют это полностью. Рост цен за 10 месяцев уже превысил запланированные темпы инфляции на весь год! За это время «классика» подорожала на 9,6%, «самары»– на 10,2%, «десятки» – на 8,7%. Пытаясь стимулировать продажи, многие вазовские дилеры начали активно предлагать скидки и подарки, а также снижать цены. Сложилась парадоксальная ситуация: практически все торгуют по ценам ниже рекомендованных заводом! Словом, для тех, кто хочет сэкономить, сейчас – самое выгодное время покупать «Ладу».

По неофициальным данным, в середине ноября запас нереализованных автомобилей «Лада» в дилерской сети приблизился к критическому уровню 70–75 тыс. штук (норма – не более 40 тыс.). Что предпримет руководство Волжского автозавода? В ноябре нам никто не мог ответить на этот вопрос. Кстати, к тому времени кресло генерального директора пустовало уже несколько месяцев. Многие аналитики считают, что нынешняя зима станет для АВТОВАЗа очередной «проверкой на прочность» – от того, как удастся преодолеть кризис сбыта, зависит будущее завода минимум на год.

Сейчас доля марки «Лада» на российском рынке составляет 39,7%, тогда как год назад было 49,1%. Потерять почти 10% рынка за 12 месяцев – это тревожно, тем более что буквально в спину дышат «иностранцы» – у «Шевроле» уже больше 6% рынка, 5,4% занимает «Хёндай», по 5,3% у «Форда» и «Тойоты»... Единственное, что пока, по мнению аналитиков, спасает Волжский автозавод от остановки – это огромные очереди за иномарками ценой 10–15 тыс. долларов. Но если сейчас не будет принято принципиального решения – такое может произойти очень скоро.

В то же время прибыль АВТОВАЗа за 9 месяцев 2006 года возросла почти на 43% (!) – до 5 млрд. руб. (3,5 млрд. руб. за три квартала 2005-го). Но только что с той прибыли заводу, если деньги не конвертировать в новые модели и производственные мощности?

Для справки. В середине ноября автомобили «классического» семейства в салонах Москвы и Тольятти продавали по цене 132–148 тыс. рублей (5–5,6 тыс. долл.), автомобили «Самара» – 202–230 тыс. рублей (7,6–8,6 тыс. долл.), «десятки» – от 234 до 266 тысяч рублей, а «калины» – от 242 до 260 тыс. (9,1–9,7 тыс. долл.). Быстрее всего осенью дорожали «старые» «нивы» (ныне название этой модели «Лада 4х4») – за вседорожник с гидроусилителем руля просили 250–255 тыс. рублей (около 9,4 тыс. долл.).

ТОЛЬКО БЫ НЕ ОТСТАТЬ!

Горьковский автозавод сегодня замыкает десятку лидеров продаж в классе легковых автомобилей; его рыночная доля – 2,5% (годом раньше – 3,5%). Правда, у нижегородцев нет каких-то амбиций – им бы сохранить продажи нестареющей «Волги» на прежнем уровне – 40 тыс. автомобилей в год. Цена же на большой (и когда-то очень престижный) седан стабильно растет. В апреле средняя стоимость GAZ 3105 преодолела барьер 8 тыс. долларов и к концу года уверенно подобралась к следующему рубежу – 9 тысяч.

Отметим попутно, что в течение года росли цены и на другие популярные на нашем рынке марки в целом и модели в частности. Так, за 10 месяцев СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» повышал розничные цены на «Шевроле-Ниву» шесть раз.

В конце 2006 года за нее просили 333–389 тыс. рублей (12,5–14,6 тыс. долл.). В первом полугодии подорожали многие автомобили, цены на которые выставляются в долларах США, в частности, на все модели японских брендов «Тойота» и «Лексус» цены выросли на 2–4%. Подорожали и российские «форды-фокус» (на 500 долларов), прибавили в цене узбекские «дэу-нексии»; незаметно корректировали ценники и в представительствах других автокомпаний. Правда, при этом кризис перепроизводства им пока не грозит…

Подпишитесь на «За рулем» в