Обороты под контролем

Обороты под контролем

[caption id="attachment_195205" align="aligncenter" width="150" caption="Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2103, 2106, 2107: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания;

3 – распределитель зажигания.

"]

[/caption]Казалось бы, зачем нам тахометр? Чтобы спокойно путешествовать по родным просторам, вполне хватит спидометра. Если еще время от времени поглядывать на дорожные знаки, то спидометр поможет сэкономить «кровные» при встречах с блюстителями порядка. Тахометр же информирует о чем-то почти абстрактном: сколько раз коленвал успевает обернуться за минуту. Зачем и кому нужна такая информация?

Прежде всего водителю автомобиля с форсированным мотором. Он требует жесткого контроля оборотов – тут вся мощь упрятана в узкий диапазон скоростей движения на каждой передаче, и тахометр помогает определить момент перехода на следующую передачу – без провалов или перекруток.

Есть и эстетическая сторона дела. Люди, как могут, украшают автомобиль, а броский циферблат на панели приборов – это модно. Далеко не все задумываются, что скрывается за показаниями прибора. Не потому ли выносные тахометры, которых полно в магазинах, порой отличаются завидным – до 25–30% – пренебрежением к точности показаний!.. С такими связываться не советуем – благо есть честные приборы, о которых мы и поговорим.

По соотношению цена-качество лучшие тахометры – штатные. Их работа основана на разных принципах.

Механический привод – гибким валом (тросиком), таким же, как в приводе простейшего спидометра, здесь рассматривать не будем. Он давно устарел. Современные тахометры совершенно другие – как по конструкции, так и по способу подсчета оборотов. Один из самых распространенных – счет импульсов зажигания. Такой прибор устанавливается на карбюраторные автомобили. Он преобразует частоту сигнала в пропорциональное ей напряжение, движущее стрелку.

На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют две вспышки в цилиндрах, иначе говоря, два импульса в цепи зажигания. Конечно, предназначенный для «четверки» тахометр нельзя бездумно поставить на двигатель с иным количеством цилиндров – врать будет безбожно! На шкале иностранного тахометра обычно ставят цифру, указывающую число цилиндров. Отечественные рассчитаны на четыре. Захотите поставить на «Оку» – показания будут вдвое ниже фактических.

На дизельных автомобилях частота вращения коленвала оценивается по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора. Конечно, в дело вмешивается привод – соотношение диаметров шкивов, от которого зависит скорость вращения ротора генератора. Менять шкивы нельзя, но в тахометрах применяют своеобразный триммер – подстроечный потенциометр. Он позволяет регулировать величину напряжения, в которое преобразована частота сигнала. Это дает возможность тщательно откорректировать показания тахометра.

Существенный плюс «генераторного» тахометра – в его универсальности. Прибор можно ставить и на бензиновый двигатель с любым числом цилиндров… или вообще без них – хоть на газотурбинный, лишь бы на машине был трехфазный генератор переменного тока.

Тахометр VAZ 2110 – с четырьмя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в этом случае считывает количество импульсов оборотов непосредственно с контроллера. Последний же получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Форма импульсов от контроллера не та, что от катушки зажигания, преобразует их тахометр иначе – для этого и понадобился свой вывод.

[caption id="attachment_195208" align="aligncenter" width="150" caption="Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2110 с системой впрыска топлива: 1 – тахометр; 2 – маршрутный компьютер;

3 – контроллер ЭСУД; 4 – датчик положения коленчатого вала;

5 – модуль зажигания.

"]

[/caption]Тахометры, считывающие импульсы катушки зажигания, устанавливались на многие карбюраторные автомобили – от VAZ 2103 до первых (карбюраторных) «десяток». Обычно у таких приборов три вывода: один от катушки зажигания, другой – «плюс» от замка зажигания, третий – «минус» (на «массу»). Кстати, если тахометр, например, VAZ 2106 стал сильно врать, это признак неполадок в системе зажигания. Вот вам нечаянная польза от прибора: сразу ясно, что лезть в карбюратор не надо. Но о каких неполадках речь? Понятно, что свечи, их провода, распределитель высокого напряжения, провод от него к катушке зажигания – ни при чем! Неполадки – либо в самой катушке, либо в низковольтной цепи до нее (прерыватель, конденсатор и т. д.).

«Генераторный» тахометр применяется на дизелях, а также на новых «волгах» и УАЗах. Обрыв ремня или отказ регулятора напряжения (то есть отказ собственно генератора) на этих автомобилях отключает и тахометр. Желающие могут оснастить им, например, «классические» «Жигули» – нужно только подвести к нему дополнительным проводом синусоидальный сигнал с одной из фаз генератора и откорректировать показания. Отметим важную деталь: «волговские» тахометры в карбюраторном и впрысковом варианте внешне очень схожи, но путать их нельзя. При покупке прибора первым делом проверьте его маркировку на шкале слева.

Подпишитесь на «За рулем» в