Апофеоз в Макао
Китай все более заметен на гоночной карте планеты. Здесь пока нет сильных пилотов и команд. Здесь всего пару лет назад местный журналист задал Михаэлю Шумахеру обескураживающий вопрос: почему он все время в одежде красного цвета? Зато страна уже принимает все самые важные состязания: формулу 1, «туринговый» чемпионат мира, серию A1. Причем на трех разных трассах!
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ВЫБОР
Петля, проложенная по улицам Пекина, весьма курьезна: пять поворотов строго на 90 градусов и разворот на 180, вот и вся трасса. Прямо как в Москве на Воробьевых горах: трибуны – временные, асфальт так себе, дорожка слишком узкая. Странно, что на ней вообще разрешают гонки такого уровня. Молодой шанхайский автодром, три года назад построенный по проекту официального архитектора ФИА Германа Тилке, – канонический, идеально подходит для любых гонок. И, наконец, совершенно уникальная трасса в портовом мегаполисе Макао, более всего напоминающая… знаменитое кольцо Монте-Карло, удлиненное в два раза. Трасса с богатой историей – гонки на ней начали проводить в середине прошлого века. Сюда-то и пожаловали бойцы «мирового туринга»: заключительный этап WTCC прошел в рамках 53-го (!) Гран-при Макао.
Более неподходящего места для решающих баталий, наверное, нельзя было найти. Жестокий городской вариант: никаких зон безопасности, сплошные отбойники и стены по всей шестикилометровой длине, узкие вертлявые улочки, да еще перепад высот в 30 метров. Красота! Сколько машин можно разбить вдребезги! Прецеденты были – массовые завалы в Макао случаются почти ежегодно, как в заездах легковушек, проводимых с незапамятных времен (даже россияне в них выступали), так и в международных финалах формулы 3.
По-видимому, организаторы чемпионата мира, вписывая китайский этап в календарь последней строкой, надеялись, что к этому моменту все призы будут поделены и получится просто красочное апофеозное шоу. Однако сезон сложился иначе: к финальной гонке шансы на титул сохранили восемь пилотов, выступающие на машинах трех марок.
ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО
Действующий чемпион Энди Приоль провел предыдущие этапы в Турции и Испании крайне неудачно. В четырех зачетных заездах британец набрал лишь одно очко и уступил лидерство бразильцу Аугусто Фарфусу, самому быстрому в стане «Альфа-Ромео». Вот и думай теперь, случайно так получилось или был в том великий замысел? Ведь Приоль весь сезон вез на своем БМВ балласт в 60–80 кг, полагающийся всем, кто выигрывает гонки и пребывает вверху турнирной таблицы. А к старту в Макао автомобиль ощутимо облегчился: всего каких-то 45 кг лишку. Тогда как ближайшие соперники изрядно поднабрали: коллеге по цеху БМВ Йоргу Мюллеру навесили 75, а Фарфусу – максимальные 80 кг!
Англичанин отрицал, что следовал какой-то хитроумной тактике: «Это чемпионат мира, мы представляем интересы заводов. И лично я на каждой гонке стараюсь сделать все возможное, чтобы набрать очки. Вне зависимости от балласта. Когда ты лидируешь, он ведь все равно будет на борту, чуть больше или меньше. Безусловно, его можно сбросить до нуля – не набирая очков три-четыре этапа подряд. Легкая машина едет быстрее. Но смысл? Если не набирать очки, не станешь чемпионом. Никаких особых премудростей».
Хорошо объяснил Приоль. И все равно лезут в глаза неожиданные победы тех, кто не входил в группу лидеров и не вез балласт. На разных этапах «ни с того ни с сего» отличились Сальваторе Тавано, Роберт Хафф, Хорди Хене и другие пилоты… Впрочем, одноразовые победы отнюдь не сделали их фаворитами и претендентами, так что по всему выходит, Приоль прав.
Выиграв квалификацию, 32-летний англичанин затем элегантно выиграл первую гонку. Фарфус финишировал в ней пятым, Йорг Мюллер – шестым. По правилам WTCC, на старте второй гонки первый десяток пилотов расставили в обратном порядке. И тут, конечно, без помощи фортуны Приоль не отстоял бы титул. На первом же круге групповая потасовка, и вот уже несколько разбитых машин удаляют за пределы трассы – в числе неудачников, увы, Аугусто Фарфус. «Черт знает что! – ругался бразилец. – Я еще ничего не успел сделать, как мне кто-то наподдал сзади и впечатал в стену!» Печальный случай, да. Но таковы нравы в «туринге». Ведь и машину Приоля, помнится, соперники разок выпихнули с трассы на одном из летних этапов.
ПЯТЫМ БУДЕШЬ?
Слухов о том, за счет чего WTCC может развиваться, много. Раздумывают, не заняться ли в 2008 году «мировым турингом», «Мазда», «Рено» и «Хонда» – частные пилоты стартовали в минувшем году на «Аккорде». Загадочно притих АВТОВАЗ, год назад заявивший о трехлетнем проекте по выводу 21106 в чемпионат мира. «Альфа-Ромео» вместо обещанной 159-й готовит к сезону-2007 модель 147 с… дизелем! Крайне любопытно. Но пока в строю останется и бензиновая 156-я (чемпион Европы-2003 во всех зачетах).
Все идет к тому, что игроков в WTCC не прибавится: останется все та же тройка старожилов – БМВ, «Альфа», СЕАТ и новичок «Шевроле». Негусто для мирового первенства. А, собственно, так ли нужно пополнение в чемпионате, где судьба титула неясна до последней минуты гонки?