28 января – «Гонка звезд «За рулем»
Главным событием нашей гонки должна стать очная встреча победителя суперфинала с трехкратным чемпионом мира по ралли Себастьеном Лоэбом.
Что только не происходило за почти 30-летнюю историю легендарной зимней «Гонки звезд «За рулем».
Незыблемыми оставались лишь правила, по которым определяют победителя и призеров. В их основе, начиная с самой первой гонки 1978 года, уникальная система проведения заездов. Ее нынешнее официальное имя – «таблица шестнадцати на шести дорожках». Но в спортивной среде прижилось другое, давно ставшее нарицательным – «зарулевская таблица».
Неудивительно – она оказалась настолько удачной, что вскоре после дебюта на наших состязаниях стала основной для большинства стартов на ледовых дорожках ипподромов. До сих пор чемпионаты, кубки страны и почти все традиционные турниры проводятся по «зарулевской» схеме. В чем же ее особенности?
В соревнованиях принимают участие 16 основных пилотов (есть еще запасные, о них чуть позже). Каждый должен стартовать в шести заездах, причем каждый раз с разной дорожки (их тоже шесть). Столько же и спортсменов в заезде. Финишировавший первым получает 5 очков, вторым – 4 и т.д. У последнего, таким образом, ноль – «баранка». Порядок выходов на ледовую дорожку как раз и определяет «зарулевская таблица» (см. рис.). В зависимости от номера на борту автомобиля у каждого пилота свое, особое расписание стартов. Например, спортсмен № 4 начинает гонку в первом заезде и заканчивает в десятом. А гонщик № 10 впервые стартует лишь в седьмом заезде и финиширует в пятнадцатом. С одной стороны, некоторое неравенство: кто-то откатал программу раньше соперников и дожидается окончания борьбы, не имея возможности в нее вмешаться. С другой – есть определенный простор для тактических вариантов.
Например, стартовый № 4 выгоден тому, кто может «перегореть» при долгом ожидании заезда и хочет «отстреляться» побыстрей. Второй вариант (№ 10) хорош для пилота с крепкой психикой – его терпение будет вознаграждено. К моменту его старта станет ясен расклад очков у основных конкурентов, чей-нибудь автомобиль после аварии потеряет прыть, а кто-то и вовсе сойдет.
Еще одна особенность таблицы – каждый спортсмен дважды встречается с каждым из соперников. Упомянутые уже № 4 и № 10 сразятся друг с другом в седьмом и десятом заездах. Если, конечно, все пойдет благополучно. А если нет?
«Зарулевская таблица» не терпит пустот. Сход одного из участников основного состава приведет к тому, что его место займет запасной на свежем автомобиле. Если на старт не сможет выйти еще один пилот – придет очередь второго запасного и т.д. С этой точки зрения расписание № 4 менее выгодно, чем расписание № 10, а тем более № 5. В первом случае трижды придется стартовать два раза подряд, а значит, времени на обслуживание машины между заездами, по сути, не будет.
Как получить выгодное расписание? Несмотря на то что двенадцать пилотов попадают в таблицу по приглашениям, а остальные по результатам отборочных, – приоритет у самого быстрого. Его определяют в контрольных заездах за день до гонки. Кто покажет лучшее время на круге, тот первым выбирает стартовый номер, а значит, и место в таблице. Второй отдает предпочтение любому из оставшихся номеров и т.д. Самые медленные (4–6 пилотов) в основную сетку не попадают и становятся запасными.
Много лет победителя и призеров «Гонки звезд» определяли подсчетом очков. Кто набрал больше в шести заездах «таблицы шестнадцати» – тот и лучший. Но жизнь вносит свои коррективы. Как ни ужесточай технические требования, автомобили разных марок и моделей все равно отличаются друг от друга. Уравнять шансы в нашей гонке помогают три суперфинала. Их проводят на одинаковых машинах. В прошлом году это были «лады-калина», в нынешнем – «Ситроен С2». Шестерка лучших, откатав «зарулевскую таблицу», пересядет затем со своих привычных машин на предоставленные организатором. Пожалуйте, вот вам абсолютно равные технические условия! Победителю – приз. Он сразится с трехкратным чемпионом мира по ралли Себастьеном Лоэбом.