Эмигранты второй волны

Эмигранты второй волны

КОВРОВОЕ БОМБОМЕТАНИЕ

Сегодняшние темпы роста продаж «Рено» можно охарактеризовать одним словом – взрыв. За девять месяцев 2006 года россияне приобрели почти 49 тысяч новых автомобилей, что в 2,6 раза больше, чем за тот же период предыдущего года. Погоду на рынке делают три модели – «Логан», «Меган» и «Символ», причем «Логан» лидирует с огромным отрывом. Похоже, французские маркетологи смогли подобрать для российского потребителя идеальное «меню» – вкусное и недорогое.

Самый доступный «Логан» (1,4 л, комплектация LE0) по цене менее $10 000 – прямой конкурент переднеприводным ВАЗам, а также недорогим «корейцам» и «китайцам». Однако в больших городах наиболее динамичен рост продаж в диапазоне $10 000–20 000, в том числе благодаря дешевым кредитам. Здесь «Рено» предлагает сразу пять моделей: упомянутую тройку дополняют «Кангу» и новый «Клио». Таким образом, французы насытили самую востребованную нишу товарами, которые перекрывают друг друга не только по цене, но и по потребительским свойствам. С одной стороны, кажется странным предлагать «взаимозаменяемые» модели. С другой – такое широкое покрытие позволяет компенсировать колебания спроса за счет его перераспределения. Так, в июне 2006 года дефицит «логанов» стимулировал спрос на «символы» – многие покупатели сочли подобную замену вполне приемлемой.

Конкуренция между этими двумя моделями сохранится как минимум до конца 2008 года, когда ожидается появление абсолютно нового «Символа». Наметилось соперничество между «Клио» и хэтчбеком «Меган», но ценовая политика в отношении «Клио» такова, что бурного роста продаж в ближайшее время ждать не приходится (по прогнозам, модель окажется в наступившем году лишь на 5–6-м месте среди всех «рено»). Выбирают его в основном женщины, а наибольшим спросом пользуется версия 1,6 л с «автоматом».

Кроме того, «Рено» делает серьезную ставку на пробную поездку. Наличие у дилера наиболее востребованных моделей для теста по сути обязательном.

БАЛАНС ЦЕНЫ И ИМИДЖА

Выводя «Логан» на российский рынок, маркетологи рассчитывали, что он достаточно быстро вытеснит «Символ». Однако этого не произошло, и, несмотря на снижение спроса, «Символ», скорее всего, сохранит за собой третье место по уровню продаж. Причин несколько.

Во-первых, немаловажную роль сыграла привычка, если угодно, консерватизм. Покупатели недорогих автомобилей, как правило, люди расчетливые и осторожные, предпочитающие проверенные решения («старый конь борозды не испортит»). Во-вторых, многим не нравится внешность «Логана», несмотря на завидную вместительность и удобную организацию внутреннего пространства. В-третьих, «Логан» все же позиционирован несколько ниже «Символа», что заметно и в отделке салона, и в комплектации (отсутствие ГУР и нерегулируемая рулевая колонка в дешевой версии). Это мало заботит многих «частников», но играет решающую роль при заказе партии машин корпоративными клиентами. Наибольшим спросом у крупных компаний по-прежнему пользуются «Кангу» и «Символ». Так, «Данон», «Берлин Хеми», «Глакса Смит Кляйн», «Пфайзер» приобретают до 100 «символов» в год. «Логан» же пока выбирают, главным образом, на замену ВАЗам. И наконец, сегодня многие предпочитают коробку-«автомат», которая есть у «Символа», но пока не предвидится у «Логана».

ОЧЕРЕДИ РАССОСАЛИСЬ

Редкую иномарку сейчас купишь без записи, ожидание порой растягивается на многие месяцы. В 2007 году ситуация вряд ли изменится – вслед за Москвой ажиотажный спрос возникнет и в других городах. В этих условиях «Рено», скорее всего, останется среди немногих приятных исключений.

Так, уже осенью 2006 года, с переходом московского завода «Автофрамос» на трехсменный график работы, дефицит «логанов» удалось полностью ликвидировать. Сегодня срок ожидания этих машин в Москве, как правило, не превышает двух дней и лишь в редчайших случаях доходит до двух недель*. В будущем году мощность завода планируется нарастить еще на треть – с 60 до 80 тыс. автомобилей.

Турецкий «Символ» продают в России по ограниченным квотам, но дефицита также не предвидится: спрос на эту модель постепенно падает, немалую часть покупателей оттягивает на себя «Логан». Самый большой запас сегодня – по «Мегану»: на три-четыре месяца вперед. За январь-февраль он основательно сократится, но у «Рено» будет реальный шанс за счет богатого выбора «наличности» отбить покупателей у таких конкурентов, как «Ниссан-Алмера» и «Мазда-3».

Конечно, если клиент пожелает автомобиль с редким сочетанием опций, его придется заказывать на заводе. В этом случае максимальный срок ожидания для «Логана» – полтора месяца, для «Мегана» и «Символа» – три*.

СЕРВИС ПОД КОНТРОЛЕМ

Бесспорное преимущество массовой модели, да еще местного производства – доступные запчасти. На конец 2006 года доля локализации для «Логана» составляла 30%, в планах компании довести ее до половины. Впрочем, «Рено» старается для всех моделей поддерживать на складах необходимое количество запчастей в соответствии со спросом. Кратковременный дефицит может быть вызван лишь «форс-мажором»: например, завозом в регион большой партии некачественного топлива (повышенный расход деталей для двигателя) или, скажем, сезонным «обвалом» сосулек (замена крыши, капота, ветрового стекла).

Постепенно происходит систематизация рынка сервисных услуг, повышается их качество и, соответственно, цена. Летом 2006 года увеличилась и стоимость нормочаса для автомобилей «Рено» (с 800 до 950 рублей), что, однако, не повлияло на стоимость ТО. Цены на обслуживание этих машин по-прежнему «прозрачны», что позволяет легко рассчитать предстоящие расходы.

Сегодня ремонт и обслуживание «Рено» зачастую проводят мультибрендовые сервисы, особенно в регионах. Но это лишь переходный этап. Будущее – за специализированными СТО. Уже сейчас «Рено» требует от дилеров строгого соответствия стандартам марки не только в оформлении, но и в качестве услуг. В частности, основные позиции, влияющие на безопасность, дополнительно проверяют по «сертификату контроля «Рено», прикрепленному к заказ-наряду.

Очередей на ремонт и обслуживание в настоящий момент почти нет (нередко автомобиль можно сдать в день обращения), а с декабря 2006 года начала развиваться сеть быстрых сервисов «Renault Минута», призванных выполнить непродолжительные (до двух часов) операции без предварительной записи. Принимает автомобиль непосредственно тот, кто будет его ремонтировать. В «Renault Минута» сделают ТО, заменят масло, тормозные колодки, амортизаторы, глушитель, заправят кондиционер, обслужат аккумулятор, предложат услуги шиномонтажа и аксессуары.

Подпишитесь на «За рулем» в