На целину в «Мерседесе»
Маршрут: Екатеринбург – Челябинск – Троицк –
Кустанай – Астана – Караганда – Балхаш – Алма-Ата. 2492 км.
Средний расход дизельного топлива – 8,38 л/100 км.
MERCEDES-BENZ E320 CDI 4MATIC
Нынешнее поколение Е-класса дебютировало в 2002 году, в 2006-м - обновлено. Кузов – седан или универсал.
Двигатели: бензиновые 1,8 л с приводным нагнетателем, атмосферные 3,0–6,2 л (184–514 л.с.) и турбодизели 2,2–4,2 л (122–314 л.с.).
Коробки передач: механические 6-ступенчатые (только для Е200, Е220, Е280) и автоматические 5- и 7-ступенчатые.
Комплектации: индивидуальные, «особая серия».
Тестовый автомобиль: дизельный двигатель, 3,0 л (224 л.с.), 5-ступенчатый «автомат», полный привод.
Мой участок – две с половиной тысячи километров от Екатеринбурга до Алма-Аты. От уральских лесов до южных гор за четыре дня – не самый быстрый темп. Впрочем, когда в пробеге участвуют 36 автомобилей, не считая техничек, такая скорость представляется оптимальной.
99 ЛЕТ СПУСТЯ
Тридцать первого января 1907 года в парижской газете «Ле Матэн» было напечатано объявление: «Хочет ли кто-нибудь проехать на автомобиле из Парижа в Пекин этим летом?». На старт соревнований записались 62 водителя и механика. Однако, когда пришла пора грузиться на корабль и отправляться в Пекин (направление движения сменили из-за погодных условий и желания сделать финиш более эффектным), большая часть энтузиастов дала задний ход. На старте в Пекине в дождливый понедельник 10 июня 1907 года оказались лишь пять автомобилей и 11 участников. Спустя 62 дня принц Сципион Боргезе за рулем 40-сильной «Италы» торжественно финишировал в Париже. Остальные участники все еще боролись с российским бездорожьем (ЗР, 2002, № 4).
Конечно, в наши дни таких приключений не будет, да и дистанцию современные автомобили могут пройти намного быстрее. Под капотом – новейший шестицилиндровый дизель. Примерно половина машин с полным приводом 4matic и пятиступенчатой автоматической трансмиссией. В машинах с приводом на заднюю ось – новейший агрегат 7G-Tronic с семью (!) передачами.
Естественно, такие «мерседесы» заметно экономичнее. Участвуют и три авто с системой питания Bluetec – у них наилучшие на сегодняшний день показатели чистоты выхлопа. «Мерседес-Бенц» – единственные легковые автомобили с дизельным двигателем, которые продают в США в 2007 году. Остальные хоть и отвечают европейским Евро IV, но по американским стандартам «грязноваты».
ЗНАКОМСТВО НА ХОДУ
Разница в мощности самой доступной модификации Е-класса и флагманских версий – более чем четырехкратная! «Мерседес-Бенц Е320 CDI 4matic» по мощности приходится на самую середину гаммы, а по крутящему моменту может соперничать с лидером. При этом экономичность 3-литрового турбодизеля примерно как у базового бензинового мотора 1,8 л! Солидный крутящий момент делает привод на все колеса не пудовой гирей, а ценным приобретением – и не только для скользких дорог.
Первые впечатления: достаточно большой автомобиль не по размеру маневренный, выехать с переполненной площадки оказалось проще, чем предполагал. Обзорность явно выше среднего, даже самые неудобные перекрестки не вызывают проблем. А вот жесткость подвески на разбитых екатеринбургских улицах показалась чрезмерной:
каждый стык, скол или яма очень уж основательно сотрясают автомобиль. Впрочем, когда дорога вывела на простор, впечатления пришлось корректировать. Подвески стали адекватно отвечать ожиданиям комфортной езды.
Шумоизоляция заставила изменить темп: привычная «по ушам»
скорость оказалась куда выше разрешенной. Не слишком впечатлившая в городе динамика оказалась на трассе отличной – благодаря эластичности дизеля. «Мерседес-Бенц E320 CDI 4matic» по современным меркам вовсе не тяжелый автомобиль, но создает впечатление некой массивности и неторопливости.
Дорога между Екатеринбургом и Челябинском вполне позволяет опробовать одну из любопытных особенностей машины – адаптивный круиз-контроль «Дистроник». Впрочем, фирма предпочитает американизму свое название – «Темпомат». Управляется эта штуковина дополнительным рычажком слева от руля, на который вынесена и функция ограничения скорости.
Это очень удобно в городе, где кажущаяся неторопливость автомобиля способна сыграть с водителем злую шутку.
«Дистроник» – радарный измеритель дистанции – поддерживает заданную скорость. Когда перед машиной появится медлительный участник движения, устройство автоматически снизит ее
и будет поддерживать безопасную дистанцию, величину которой можно регулировать движком на консоли.Если помеха исчезнет, автомобиль восстановит прежний темп. Система работает и на дорогах с раздельными полосами, и на обычных двухрядных со встречным движением. Однако полностью доверять ей все-таки нельзя: обгоны получаются растянутыми, а разгон сильно запаздывает.
ИЗ ЗИМЫ В ЛЕТО
В Екатеринбурге по обочинам лежал снег, но с каждой сотней километров к югу температура поднималась на градус. Соответственно, сухой, довольно ровный и чистый асфальт, минимальное движение и некая договоренность организаторов пробега с местной дорожной полицией позволили более широко трактовать ограничения скорости.
Двигатель «Мерседес-Бенц Е320 CDI» позволяет легко преодолеть рубеж 200 км/ч. Даже у полноприводной версии с высокой подвеской для плохих дорог «максималка» более 240! Впрочем, на машинах, участвовавших в пробеге, ограничитель – на 210 км/ч. Этого требуют зимние шины «Мишлен-Пилот-Альпин» с маркировкой MO (Mercedes-Benz Original). Фирма рекомендует такие для всех своих моделей. В отличие от обычных европейских версий, машины пробега оснащены полноценными запасными колесами. А в сопровождающем «Спринтере» еще полсотни колес и шиномонтажный станок.
Нашему автомобилю их услуги не понадобились, а вот немецкие коллеги только за один день умудрились дважды проколоть колесо.
Для тех, кто учился в советскую эпоху, Казахстан – поднятая целина и цветные металлы. Целины, действительно, хватает. Единственное, за что цепляется глаз на бескрайнем просторе – одинокий элеватор.
Нынешняя столица республики Астана (бывший Целиноград) меняется на глазах. Квадратно-гнездовые кварталы пятиэтажек мало-помалу уступают место буйной фантазии самых знаменитых архитекторов мира. На таком фоне наша колонна выглядит абсолютно естественно. Еще один перегон и впереди Алма-Ата. Балхаш остался в стороне, еще чуть-чуть – и на горизонте замаячат настоящие горы. А пока дорога проверит на прочность подвеску: этот участок явно не ремонтировали очень давно. Волны и выбоины похожи на застывший асфальтовый шторм. Самое главное – не отвлекаться и просматривать повороты наперед, поскольку в воздухе даже «мерседесы» поворачивать не умеют. Для острых ощущений местами достаточно и 100 км/ч.
Еще через сотню километров асфальтовая буря стихает, а пейзаж вокруг из песочно-каменного становится живым и зеленым. В этих местах зима редко останавливается надолго. Еще полчаса сумасшедшего, даже после Москвы, движения со своими правилами (здесь почему-то отчаянно тормозят еще на зеленый свет и трогаются на желтый!) и – финиш моего этапа. Подвожу итоги: в спокойном режиме движения – 7,3 л/100 км, если не ограничивать себя разумными пределами скорости – примерно 10 л/100 км. Ну а наш средний расход – 8,38 л/100 км.
Мы с дизельным «Мерседесом» провели вместе четыре дня и 2500 км. Встретились вроде бы сухо, по-деловому. А теперь почему-то не хочется расставаться…
MERCEDES-BENZ Е320 CDI 4MATIС» – автомобиль, умеющий внушить доверие. Хотя и не с первой минуты.
+ Просторный салон, удобные сиденья, мощный и экономичный двигатель, низкий уровень шума, отличная энергоемкость подвески, хорошая устойчивость, большой дорожный просвет.
- Перегруженный подрулевой переключатель, жесткая подвеска, нераскладывающаяся спинка заднего сиденья.