Кто у конвейера хозяин?

Кто у конвейера хозяин?

Мы в русле мировых тенденций: среди крупнейших российских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автопроизводители – в первых рядах. Как бы они ни жаловались на тяжелое материальное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» – 30-е, «Группа СОК» – 45-е, КамАЗ – 49-е место, а компания «Северсталь-Авто», которая обороты начала набирать совсем недавно, уже оказалась на 111-м месте среди всех российских фирм. Кроме того, в первой «золотой» сотне – еще шесть компаний, занимающихся продажей автомобилей. Солидно!

Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен своих реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им долей собственности (но об этом – в одном из будущих номеров). А вот истинных владельцев наших автозаводов выявить подчас очень сложно…

[caption id="attachment_195632" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

ОАО «АВТОВАЗ»

"]

[/caption]

АВТОВАЗ ЗАДАЕТ ТОН

Самый главный в России завод перестал единолично принадлежать государству и акционировался больше 10 лет назад (как и все остальные предприятия отрасли). Ныне контрольный пакет (64,43% голосующих акций) АВТОВАЗа принадлежит ЗАО ЦО АФК («Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации») и ОАО AVVA (бывший «Автомобильный всероссийский альянс»). Причем две эти структуры перекрестно владеют контрольными пакетами акций друг друга. Перекрестная схема владения пакетами акций была применена еще в 90-е годы с легкой руки небезызвестного бизнесмена Березовского; она сохранилась и по сей день. Еще (и только!) 10,15% принадлежит госструктурам в лице «Внешэкономбанка» и ФАУФИ (Агентство по управлению федеральным имуществом).

[caption id="attachment_195633" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

ОАО «ГАЗ»

"]

[/caption]С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «Рособоронэкспорт», однако формально изменений в структуре акционеров не произошло. Одним из последствий столь странной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при этом предприятием руководят люди, назначенные государством) стало недавнее снижение рейтинга АВТОВАЗа крупнейшим мировым агентством Standart&Poor,s (компания заняла лишь 67-е место среди 70 крупнейших российских фирм по критерию транспарентности, то есть прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых экспертов пришли к выводу, что «отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и операционные показатели АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом, по крайней мере в среднесрочной перспективе». Стоит ли удивляться, что иностранные инвесторы не рвутся на крупнейший российский автозавод.

[caption id="attachment_195634" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ ГРУППЫ

«СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»

"]

[/caption]

С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ

Противоположная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его владельцы намерены активно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности своего бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» – около 63% уставного капитала (напрямую РМ владеет 30,23% акций). В свою очередь учредителем и основным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею руководит известный предприниматель Олег Дерипаска.

[caption id="attachment_195635" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

ОАО «УАЗ»

"]

[/caption]С 2005 года на основе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему автомобильных активов. В состав «Группы ГАЗ» ныне входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры, а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Завершение консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации доля основного акционера (компании «Русские машины») сильно не изменится.

Примерно такая же ситуация (почти прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Крупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.

[caption id="attachment_195636" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

ОАО «ИЖ-АВТО»

"]

[/caption]

ЗАДАЧА С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Есть в России несколько автомобильных заводов, с которыми, с одной стороны, вроде бы все ясно, а с другой – возникает множество вопросов. Например, калининградский «Автотор» был учрежден 12 лет назад международным фондом «Интерприватизация», которым руководил бывший первый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков. Ныне основным владельцем числится ООО «Автокапитал», акционеры которого – некие «физические и юридические лица, как российские, так и иностранные». Увы, более ничего про структуру собственности неизвестно.

[caption id="attachment_195637" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

ЗАО «РОСЛАДА»

"]

[/caption]Таганрогским автозаводом, где собирают несколько моделей «Хёндай», владеют в равных долях целых пять иностранных компаний – три из Лихтенштейна, одна немецкая и еще одна – зарегистрированная на британской территории в Индийском океане. Но эксперты полагают, что за всеми этими фирмами стоит основной акционер финансово-промышленной группы «Донинвест» (которая в свое время и построила ТагАЗ) Михаил Парамонов.

[caption id="attachment_195638" align="aligncenter" width="150" caption="СТРУКТУРА

СОБСТВЕННОСТИ

АО «ТАГАЗ»

"]

[/caption]Однако самой закрытой среди крупнейших российских автокомпаний считается «Группа СОК». Она контролирует два автосборочных завода – «РосЛада» и «Иж-Авто». Увы, нет точных официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре собственности самой «Группы СОК». Единственное, что известно – определяет политику группы (и, видимо, владеет значительным пакетом акций) самарский бизнесмен Юрий Кочмазов.

ХОЗЯИН НА ВСЕ СТО

Проще всего решается проблема определения владельца, когда речь идет о новых, строящихся (или уже действующих) автосборочных заводах в России. Завод «Джи-Эм–АВТОВАЗ» в Тольятти в равных долях принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» российский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим предприятиям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Московский завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов!

Кстати, в эту компанию неожиданно попал и чисто российский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали двигатели и некоторые другие комплектующие). Но в прошлом году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» – на все 100%. Вот тут кончается Запад и начинается Россия: структура компании-владельца нам неизвестна.

* * *

Российский бизнес на перепутье: компании, которые намерены выйти на международные рынки, пытаются привести к принятым там нормам и свою структуру собственности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранней, «темной» стадии…

P.S. Все диаграммы по структуре собственности компаний составлены на основе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по долям акционеров, представленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.

Большинство российских компаний пока не торопятся раскрывать структуру собственности, имена своих главных акционеров, финансовые итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, а также планы на будущее так, как это принято в международной практике.

Подпишитесь на «За рулем» в