Вышел слесарь из тумана…

Вышел слесарь из тумана…

За решение задачи № 47 «Синий туман» Александр ВОЛОДИН из Подмосковья получит от редакции 6000 руб., а от ОАО «Концерн «Моринформсистема – АГАТ» – электрический шинный насос «Муссон-М1».

Сюжет задачи подсказали мастера-ремонтники. Даже новые моторы работают по-разному, а старые – тем более. На их состоянии сказывается многое.

В каких условиях ездили машины? Своевременно ли их обслуживали, как регулировали?

Итак, есть две карбюраторные «девятки» с пробегом тысяч 180. Один мотор «вянет» на высоких оборотах, другой на низких. Почему они ведут себя по-разному, если фазы ГРМ, клапанные зазоры, системы зажигания, питания и выпуска – в порядке?

Условия четкие, иначе не миновать нам «диссертаций» с десятками верных объяснений вместо простого ответа. Значит, разговоры о «казусах» с карбюраторами, ослабленных пружинах распределителя зажигания или ГРМ, неисправных свечах, проводах, глушителях и т.п. надо отставить. А чего в этом списке нет?

Помните, автор проверил компрессию, а приятель этим пренебрег… Вот это уже зацепочка! Хорошая компрессия (для двигателя 21083 – на уровне 13 кгс/см2) важна при низких оборотах: чем меньше прорыв газов между поршнями и стенками цилиндров, тем лучше машина тянет на «низах». Но выдаст ли мотор полную мощность при высоких оборотах – не факт! Авторы ряда писем, в том числе победитель этого тура, совершенно правы, называя причины нехватки мощности на «верхах». Тут все, что затрудняет подачу в цилиндры свежей рабочей смеси и удаление из них отработавших газов. Хотите конкретней? Вспомним хотя бы, какую роль выполняет дроссель карбюратора. Если прикрыт – то и мощность мотора снижена. Забитый пылью воздушный фильтр или грязь в системе выпуска – для двигателя такие же ограничители. Но они в порядке. Где еще может появиться ограничитель? В клапанах.

То, что они обеспечивают компрессию – хорошо. Но этого мало. Когда клапан открывается, его с огромной скоростью омывает поток газов. На теле клапана не должно быть таких неровностей, которые мешают этому потоку. А из-за неудачного выбора масла клапаны иногда покрываются толстыми наслоениями нагара – особенно впускные. Проходные сечения каналов сокращаются (чем вам не дроссели?!) – на высоких оборотах воздуха не хватает, мощность падает. А на низких потери почти незаметны.

Ладно, с машиной номер один разобрались. А что с другой? Ниже 2000 об/мин – не тянет, зато на высоких – «зверь». Компрессию хозяин не проверял. Видать, не хотел расстраиваться – ясно же, что низкая. Конечно, поизносились кольца, поршни, цилиндры. Но чем выше обороты, тем сильней сказывается инерционность процессов – вокруг поршней газы прорваться не успевают, а лишнее масло в цилиндрах улучшает компрессию. Пока свечи в порядке, мотор мощно «подхватывает на верхах», более горячие клапаны лучше самоочищаются, но синий шлейф дыма такую машину выдает с головой. Увы, это грустное напоминание о том, что счастье «гонщика» эфемерно – прогрессирующий износ доконает мотор.

Какое значение имеет водительский почерк? Мотору не безразлично, в каком режиме служить – как в гонках или с умеренными нагрузками. Неспроста автоспорт очень дорог – мало того, что техника сама по себе стоит немало, ее быстрый износ влечет дополнительные затраты на ремонт. У «спокойного» водителя мотор, при прочих равных, изнашивается меньше, чем у «гонщика». Поэтому у первого машина еще неплоха на «низах», а у второго почти убита. Победитель рассказал об эксплуатации старого VAZ 2106, с которым прошел оба «урока» из нашей задачи – и сильное нагарообразование на клапанах, и дальнейший прогрессирующий износ деталей. Подчеркнуто: даже при идеальном состоянии систем, названных в условии задачи исправными, мотор, страдающий от избыточного нагара или потерявший компрессию, приемлемо работать не будет.

На каких маслах ездят герои, условие не раскрывает. Тут важно понять, что «экономить» на них бессмысленно. Выйдет себе дороже. Это тем обидней, что сегодня хороших масел в продаже полно, а потраченные на них деньги несопоставимы с затратами на топливо.

Мы поздравляем Александра Володина с заслуженной наградой.

ЗАДАЧА ПЯТИДЕСЯТАЯ

«Прокол»

Однажды Рома оказался в длительной командировке – с декабря по конец февраля. VAZ 2115 зимовал на стоянке. Перед отъездом Рома его навестил – прогрел градусов до 60, снял клемму с батареи. После разлуки мотор завелся легко, но его жутко затрясло! Выключив мотор, хозяин достал ключи. Начав с простого, выкрутил свечи – и увидел то, что известно каждому знатоку. «Мой прокол!» – ругнулся Рома. Запчастей под рукой не было, пешком до магазина далеко – и Рома решил «вылечить хворь» по-своему. Через несколько минут мотор заработал ровно.

О каком «проколе» сокрушался Рома и как поступил?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 марта 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите ваш контактный телефон или удобный для вас способ быстрой связи.

Подпишитесь на «За рулем» в