Исторический, героический

Исторический, героический

Увидев в начале номера эти фотографии, возможно, кто-то пожмет плечами: с какой стати в разделе «Репортаж» вдруг «преданье старины»? И окажется… не прав. Извлеченные из архива «За рулем» кадры имеют самое непосредственное отношение к дню сегодняшнему. Точнее даже – к ожидаемому через год.

Чуть подробнее об этом в конце, а сейчас скажу, что еще живы если не сами участники пробега, то, во всяком случае, те, кто о нем хорошо помнит. Я в их числе. Не забыл, как мы, четвероклассники московской школы № 4, рвались поехать в Парк культуры и отдыха на встречу с героями Каракумов. Никому из нас это не удалось. На всю столицу выдали только 25 000 билетов.

Представьте себе: в стране, разрушенной войнами и революцией, в сущности, менее чем за два года пущены реконструированный АМО и выросший в чистом поле Горьковский автогигант. Производство автомобилей обещало к концу 1933-го достичь 50 000. А это уже замах на то, чтобы стать чуть ли не третьими после Англии и Франции по выпуску машин в Европе! Каракумский пробег, равный по длине пройденного пути и преодоленным трудностям целому трансатлантическому перелету, как писал тогда один из инициаторов пробега Николай Осинский, стал зеркалом этих достижений. Я не случайно называю здесь имя главного (по принятой в то время терминологии «ответственного») редактора журнала «За рулем» – единственного издания, на титульном листе которого рядом с «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стояло крупно набранное «Автомобиль – трудящимся!».

Видный экономист и общественный деятель Осинский, в разные годы возглавлявший Госплан и Госстат, был ярым поборником автомобилизма, одним из создателей быстро завоевавшего авторитет «Автодора» – общества содействия автомобилизации страны и дорожному строительству. Именно оно выступило организатором «Кара-Кума» – серьезнейшего экзамена молодому советскому автомобилестроению. Приложил к этому руку и «За рулем», прежде всего как «пропагандист и агитатор» пробега.

Шестого июля 1933-го колонна из 23 стандартных автомобилей ЗИС и ГАЗ, в которых, как подчеркивалось, все – советского производства (63 смежных предприятия соревновались за право «поставить свои части и агрегаты» на машины, идущие в пробег), двинулась по маршруту длиной 9000 км. Главная цель: испытать в самых различных условиях возможности советского автомобиля – «вести наблюдения за каждым шагом машины, каждым агрегатом, каждой деталью».

Никаких фантастических, трюкаческих, рекордсменских задач, писал «За рулем», мы перед нашим автомобилем не ставим. Нельзя же сколь-нибудь серьезно предполагать, что обычной конструкции, в основном двухосные советские машины только потому, что они советские, могут преодолевать сыпучие пески, болота, плавать! Тем не менее на сверхдлинном пути, где только 1600 км, условно говоря, шоссе, люди и машины испытывали на самом деле фантастические нагрузки. Труднейший участок – Каракумы – еще предстояло штурмовать, а позади, сообщает корреспондент ЗР, почти 5,5 тысячи километров по самым трудным дорогам и бездорожью. Уже были прыжки по изнуряющим кочкам Казахстана, дороги с сотнями арычных каналов, пересекающих путь, пыль глубиной до полуметра, такая густая, что кажется, можно резать ее ножом.

Чего только не случалось в пути – непредвиденные препятствия, поломки, ремонт, но автомобили шли вперед на приступ песков Больших Каракумов. В конце концов и их одолели: «Машины идут в непроницаемых тучах пыли. Она часами висит в раскаленном воздухе, трудно дышать…».

Но вот все позади. В сентябре Москва встретила героев. Они рапортовали: серийные советские машины показали свои высокие качества и по проходимости, и по выносливости, и прочности. И вот финал – высшая оценка:

КОМАНДОРУ АВТОПРОБЕГА МОСКВА – КАРА-КУМ–МОСКВА МИРЕЦКОМУ

СЕКРЕТАРЮ ПАРТКОЛЛЕКТИВА КОЛОННЫ БЕНЕВОЛЕНСКОМУ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ЭХТУ

Горячо приветствуем мастеров исторического автопробега. Своей упорной и героической работой участники автопробега доказали высокое качество советских водителей, стандартных советских автомашин и покрышек, проложили новые пути советскому автомобилю.

СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ, КАГАНОВИЧ

Мы, как можно догадаться, вернулись к давним публикациям «За рулем» не просто так.Через год нашему журналу – восемьдесят. Так что, считайте, вы познакомились с первым «репортажем» о предстоящем юбилее. Пока же приглашаем к конкурсу.

«За рулем» в моей жизни

Если бы редакция хранила письма на эту тему, к предстоящему юбилею можно было выпустить солидную книгу: «ЗР – глазами читателя». Сожалеем, раньше не подумали об этом. Хотя еще не все потеряно. С вашей помощью, друзья, что-то можно восстановить. Этой цели и послужит предлагаемый нами конкурс.

В вашей судьбе (как и у ваших близких), наверно, случалось, когда почерпнутые в журнале сведения, обращение в редакцию выручали и помогали, когда ЗР влиял на принятие важных для вас решений, например, в трудных дорожных ситуациях или при выборе автомобиля, многое изменившего в вашей жизни. А может, вы вообще выиграли машину в конкурсах ЗР? Чего только не случалось! Напишите нам обо всем. Мы намерены публиковать в течение года лучшие из ваших сообщений в журнале и на сайте www.zr.ru. Отправляйте их с пометкой «За рулем в моей жизни» в любой форме – сжатой или развернутой (до 1–2 страниц) по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или [email protected]. Не забудьте только представиться и приложить фото. Ждем вашего вклада в юбилейный конкурс до 1 ноября 2007 года.

Авторам наиболее интересных писем будут вручены юбилейные сувениры, трем призерам – денежные призы, а победителю – приглашение на празднование 80-летия журнала.

Подпишитесь на «За рулем» в