«Москвич» здесь больше не живет
КОНТРАСТЫ ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА
Вообще «Автофрамос» здорово выигрывает от такого соседства: проезжаешь мимо полуразвалившихся зданий «Москвича», угрюмо глядящих на Волгоградский проспект выбитыми окнами, и вдруг – словно кто-то специально придумал этот контраст! – аккуратная проходная с вежливыми (!) охранниками, строгие логотипы «Рено» на огромном ухоженном корпусе… И – неожиданно – очередь: это желающие устроиться сюда на работу.
Удивительно, но здесь тоже была территория «Москвича», которую передали СП «Автофрамос» несколько лет назад. И вот такие перемены…
– Прошу ходить только по зеленой дорожке, – предупредительная девушка ведет нас по цеху сварки. Пешеходные дорожки – не ради внешнего эффекта, а для безопасности. Здесь преимущество движения у электрокаров.
«Автофрамос» – давно уже полноценное современное производство, где работают три цеха: сварки, окраски и сборки. В первом из 358 стальных деталей за 4 минуты 9 секунд сваривают кузов, во втором на него наносят 22 килограмма мастики, 10 кг краски и 2 килограмма воска. И уже в третьем цеху рождается новый автомобиль. Производственные площади составляют 10 гектаров, а всего «Автофрамос» занимает 30 га. В ближайшее время планируется рост производства еще на 25%, а стало быть, и территория может существенно увеличиться…
Над конвейером, по ленте которого степенно ползут «логаны», – информационное табло: сколько машин бригада уже собрала с начала рабочего дня, сколько еще предстоит выпустить. Естественно, в движениях рабочих нет никакой суеты: каждый шаг, каждое движение рассчитали специалисты. Кстати, всех рабочих на «Автофрамосе» зовут «операторами» – согласитесь, любопытная деталь.
Контроль за качеством продукции ведется постоянно. В конце каждой технологической линии «Логан» подвергается тщательной проверке, причем здесь не только фиксируют дефекты, но и обязательно отслеживают причины появления брака.
РАЗВИТИЕ БЕЗ ПОТЕРЬ
В прошлом году производство на «Автофрамосе» серьезно расширили, и завод выпустил более 50 тысяч «логанов». Чтобы достичь таких показателей, – в среднем за один рабочий час на конвейере собирают 12 автомобилей – организовали третью рабочую смену.
– Честно говоря, прошлый год вызывал у нас опасения, – признается директор «Автофрамоса» Алеш Братож. – Причины для беспокойства были. С одной стороны, требовалось выполнить план по выпуску автомобилей, которых уже ждали покупатели. А расширение производства, организация новых рабочих смен, обучение операторов всегда чревато потерей качества. Чего, естественно, мы допустить не могли. Признаюсь, я горжусь, что нам удалось и план выполнить, и обеспечить высокое качество.
Руководитель завода считает: такой результат обеспечил коллектив единомышленников. Каждый из 1860 сотрудников, работающих непосредственно на производстве автомобилей, – член единой команды. Любопытно, что на «Автофрамосе» к большинству кандидатов на прием особых требований не предъявляют:
– Безусловно, есть ряд операций, для которых необходимы специальные знания, – поясняет А. Братож. – Все наши операторы получают специальную подготовку в школе мастерства. Параллельно с производством рабочий постоянно повышает свои профессиональные навыки в соответствии с требованиями, которые приняты в концерне «Рено». Я никогда не был скептиком и не считал, что работники в России чем-то хуже других европейцев. Более того, отмечу, что российские операторы значительно скорее обучаются новшествам, быстрее могут совершенствоваться и переходить на более высокий уровень.
Большинство работающих на производстве в «Автофрамосе» – молодые люди, средний возраст не превышает 28 лет. И еще одна деталь, характерная для «Автофрамоса»: из 1860 работников лишь 10 – иностранцы.
– Мы выступаем за последовательную русификацию нашего завода, – шутит господин Братож. – А если серьезно, то число иностранцев у нас сокращается. Еще один аргумент в пользу того, что российские специалисты ничуть не хуже.
Также российские сегодня по происхождению – 30% комплектующих; пока это самый высокий уровень локализации для сборочных предприятий страны. Это – детали кузова, которые штампуют на ЗИЛе, стальные же кожухи для защиты трубопроводов («Северсталь»), брызговики и резиновые коврики, стекла (Борский стекольный завод) и ряд других компонентов. В ближайшей перспективе земляки должны обеспечить 50% процентов комплектующих для «Логана». Остальные компоненты производят на заводе «Дачия» в Питешти и доставляют в Москву трейлерами. Кстати, таможенный склад – прямо на территории «Автофрамоса», что позволяет существенно сократить и оптимизировать время поставок.
В планах московского завода на 2007 год – увеличение выпуска «логанов» до 80 тысяч. Но в октябре прошлого года на заводе в Румынии уже начали собирать универсалы «Логан MCV» (ЗР, 2006, № 12), а в начале нынешнего – и коммерческие фургоны «Логан Вэн» (см. «Новости»). Интересно, когда эти модели появятся на московском?
– Сначала мы должны удовлетворить спрос на седаны – 80 тысяч в год, – дипломатично ответил А. Братож. – Только после этого сможем думать об универсале и фургоне.
P.S. В феврале Правительство Москвы и руководство компании «Рено» приняли решение об увеличении производства автомобилей «Логан» в Москве до 160 тыс. штук в год. Для этого город предоставит дополнительные площади, а французский концерн инвестирует 150 млн. долл. Кроме седана здесь будут выпускать и другие модификации. Так что – ждем!
В планах московского завода на 2007 год – увеличение выпуска «логанов» до 80 тысяч. К концу года возможно освоение двух новых моделей – универсала и фургона.