Эффект Себастьена
РЕЦЕПТ ЭМОЦИЙ
Есть идеи, появившиеся вроде бы в виде побочных, но затем реализованные в совершенно самостоятельные. Нечто подобное произошло с трековыми гонками – национальным российским видом автоспорта, какого нигде больше нет. Их вначале затеяли, чтобы пилоты не теряли форму и лучше подготовились к летнему сезону. Специальных трековых машин не строили, дорожку ипподрома льдом не заливали – о зимних шинах никто не ведал, не говоря о шипах. Выезжали «всей толпой» на овал и нарезали условленное количество кругов – ни дать ни взять зимние кольцевые гонки!
Перелом произошел в 1978 году, когда журнал «За рулем» объявил о своей первой «Гонке звезд», пригласив лучших гонщиков страны из разных дисциплин автоспорта. Сделать такое можно только зимой – летом все заняты. Но как добавить зрелищу динамики и остроты?
Принцип позаимствовали у ледового мотоспидвея. Именно оттуда почерпнули таблицу заездов. Правда, ее существенно модернизировали: мастера спидвея и по сей день выходят на старт вчетвером.
Классическая же трековая автогонка, с легкой руки «За рулем» – это шесть машин в линию на старте, это 16 спринтерских заездов по 3–4 круга, это 16 участников и каждый из них встречается с каждым дважды. Современный российский автоспорт немыслим без зимних трековых гонок именно в таком виде.
В «кольце» и ралли, при всей их привлекательности, зритель с трибуны или обочины видит лишь короткий участок трассы, а результаты, случается, узнает назавтра. Трековые гонки, где все перед вашими глазами, позволяют пережить порой куда более сильные эмоции, воочию оценить возможности гонщиков и машин. Не случайно, наверно, народ идет на трек – тысячами в любой мороз!
ДУЭЛЬ, КАКОЙ ЕЩЕ НЕ БЫЛО
Те, кто пришел и приехал на Раменский республиканский ипподром 23 февраля, вряд ли о том пожалели, хотя погода не особо располагала к безмятежному созерцанию ледовых баталий: 15-градусный мороз с острым ветерком. Но многие просто не заметили, что было холодно.
Успех в «Гонке звезд «За рулем» звучит даже громче, чем победа в чемпионате страны – так уж повелось. В данном же случае приезд на гонку трехкратного чемпиона мира по ралли Себастьена Лоэба еще больше накалил атмосферу. Надо было видеть, точнее, ощущать обстановку в сервисном парке, где все дышало заряженностью лучших наших гонщиков на победу. Позже, кстати, это аукнулось обилием фальстартов и невынужденных ошибок на 1600-метровой дорожке.
Попытки придать «Гонке звезд» международный характер делались и раньше, но имена стартовавших в ней иностранцев-финнов, прямо скажем, не впечатляли даже при том, что машины их были мощнее наших «жигулей». А здесь Лоэб – звезда такой величины.
Как жаль, что не было возможности включить Себастьена в список участников на общих основаниях. Заводская команда «Ситроен», за которую он выступает, категорически в этом отказала, не желая рисковать – отправлять пилота, только что отъездившего сложнейшее норвежское ралли, в жесткую очную борьбу с незнакомыми соперниками из незнакомой страны. Лоэб все годы провел в ралли – наедине с автомобилем, штурманом и трассой. А на ледовом овале, что уж греха таить, гонщики не особо церемонятся. Легкие контакты бортами и бамперами вообще в рамках правил, да они и неизбежны на голом льду. Нещадно карается лишь откровенная грубость.
Участие Себастьена в «Гонке звезд» (надеемся, по такой укороченной программе лишь на этот раз!) ограничилось свободными тренировками и очной дуэлью с Алексеем Дудукало, прошлогодним победителем гонки. Но скучать Лоэбу было некогда. Он дал несколько пресс-конференций, поработал «таксистом», промчав по трассе победителя виртуальной версии «Гонки звезд «За рулем» – жителя Тольятти, известного сетевому миру под именем Ominouss. Затем в дуэте с главным редактором «За рулем» Петром Меньших наградил лауреатов ежегодного опроса спортивных журналистов: Алексея Дудукало, признанного лучшим гонщиком 2006 года, и Тимура Садрединова – «Открытие сезона». Занятно – оба лауреата пробились в суперфинал, но мы, кажется, несколько забежали вперед.
ДОЖДАЛИСЬ СЕНСАЦИИ
На то, чтобы выявить победителя, ушло больше четырех часов. Заезды шли чрезвычайно нервно, даже самые маститые совершали ошибки. Сергей Успенский (между прочим, двукратный победитель «Гонки звезд «За рулем») пару раз втыкал свою машину в сугробы. Владимир Черевань – один из главных фаворитов – зацепил передком «Хонды» внутренний бруствер и недосчитался многих очков. Как-то сразу повредили машины Владимир Лабазов, Сергей Крылов и Николай Агапов, после чего не могли выжать из них нужной скорости. Еще двое – Виктор Козанков и Алексей Басов – пережили неустранимые в полевых условиях поломки.
«Таблица 16», как и год назад, отбирала шестерку лучших пилотов для суперфинала на одинаковых автомобилях. Их предоставил наш партнер по гонке – компания «Ситроен».
Принцип полного технического равенства, таким образом, не соблюдался лишь в отборочной части – здесь пилоты ехали на машинах разных марок и моделей, но объединенных общим регламентом (группа N-1600). Набирать максимальное число очков вроде не требовалось – проходной, по логике и прошлогоднему опыту, считалась сумма 18 очков. Тем не менее каждый стремился получить их побольше, на всякий случай.
Первым путевку заработал Алексей Дудукало. К нему один за другим примкнули Александр Сотников, Тимур Садрединов, Антон Маркин и Валерий Павлов. Шестой билет пришлось разыграть в дополнительном заезде: у Череваня, Алексея Васильева и Кирилла Ладыгина оказалось равное количество очков. Ладыгин мог решить проблему раньше, если бы на его «Ситроене-Саксо» не захандрила топливная система – уралец был одним из самых быстрых. Теперь в очном поединке пришлось выигрывать у маститых соперников.
Наконец, шестерка лучших пересела на одинаковые «ситроены-C2» раллийной подготовки, обутые в шины с 4,5-миллиметровыми шипами. На них в трех заездах предстояло разыграть денежный призовой фонд, а главное, знаменитую хрустальную шину – трофей переходящий, но от того не менее ценный.
Удивительно и почти невероятно – Садрединов был вне конкуренции, выиграв все три заезда. Феноменальная скорость и напор!
Сам он объяснил свой триумф умением быстро адаптироваться к любой технике: в минувшем сезоне Тимуру довелось гоняться на самых разных машинах. Сенсация же в том, что самый молодой участник «Гонки звезд «За рулем» стал и самым молодым победителем за всю ее историю! 17-летний пилот на верхней ступеньке трекового пьедестала почета! А может, это Себастьен Лоэб так подействовал?..
Дмитрий Козловский, владелец компании «Инком-Авто»
Когда смотришь автогонки по телевизору, в удобном кресле – кажется, видишь все. Но сегодня в Раменском я убедился: полное представление о гонках можно получить, только наблюдая происходящее воочию. Я не могу назвать себя фанатом автоспорта, честно говоря, я впервые на подобных соревнованиях. И не ожидал увидеть такой высокий уровень у нас в России!
Виктор Крутов, владелец компании «Интер-Авто»
Ни для кого не секрет, что у бизнесмена не бывает выходных и праздников. Скажу честно: в атмосфере гонок заниматься бизнесом приятно. Хотя… не хочется! Эмоции трибун, непримиримая борьба на дорожке не может не захватывать даже самого равнодушного к автоспорту.
Алексей Терещенко, генеральный директор компании «БизнесКар»
День защитника Отечества у нас считают праздником настоящих мужчин. А настоящий мужчина всегда интересуется спортом и машинами, и в праздник ему нужна отличная компания. А теперь ответьте, чего из этого не было на «Гонке звезд «За рулем»? Даже чемпион мира по ралли – и тот здесь! Приезд Лоэба – уникальное для нашей страны событие.
Сергей Кривошеев, генеральный директор компании «Автоимпорт»
Может, это звучит нескромно, но я наблюдал за соревнованиями как профессионал. Сам я серьезно занимался автоспортом.
В очередной раз приятно удивил уровень, на который журнал вывел это спортивное мероприятие. Но уверен – на будущий год вы все сделаете еще лучше!