Масло – масляное?

Масло – масляное?

Как известно, интервалы, через которые следует заменять моторное масло – не догма. Иногда стоит обновлять его почаще, а иногда, напротив, можно было бы и подождать. Все зависит от свойств самого масла и условий работы автомобиля. Например, частые короткие поездки хуже, чем редкие, но продолжительные.

Поэтому в самых современных автомобилях следить за тем, насколько масло в двигателе еще «масляное», поручено бортовому компьютеру, а он в свою очередь черпает информацию от специального датчика, расположенного в картере.

До сих пор подобные датчики измеряли лишь одну физическую величину – диэлектрическую постоянную масла. Это говорило о его окислении, но и только. Фирма «Делфай» усовершенствовала свой сенсор, предназначенный в первую очередь для тяжелых дизельных грузовиков, где межсервисные пробеги значительно длиннее, чем у легковых автомобилей, да и масла на замену нужно гораздо больше.

Итак, теперь датчик улавливает еще и наличие сажи, а также изменение вязкости масла вследствие возможного разбавления его дизтопливом. О саже вывод делается на основе измерения электрической проводимости по отношению к переменному току частотой 2–5 МГц. А вязкость оценивают по изменению скорости теплопередачи. Для этого специальный нагреватель, размещенный в датчике, подводит к пробной дозе масла строго определенное количество тепла, а термочувствительный элемент, расположенный чуть поодаль, фиксирует время прихода этого теплового импульса. Чем масло жиже, тем быстрее конвекция.

В итоге сигнальное табло известит водителя о предстоящей замене с учетом целого ряда факторов, а ремонтники смогут диагностировать некоторые неисправности: сажа и дизтопливо просто так в масло не попадают! Новый датчик проходит испытания и должен пойти в серию в 2009 году. Подобные «умные» сенсоры не останутся собственностью грузовиков – со временем анализ масла станет общедоступным.

Подпишитесь на «За рулем» в