Опасный и притягательный
Сорок девятая строчка «черного списка» «Дакара» вызвала огромный резонанс. Гибель 29-летнего южноафриканского мотогонщика Элмера Симонса в аварии на четвертом этапе марафона переполнила чашу терпения официального Ватикана. Папская церковь объявила «Дакар» «кровавым и безответственным».
ГОНОЧНЫЙ ЭВЕРЕСТ
Почему именно «Дакар» провозгласили забавой «от лукавого» – непонятно. В повседневных ДТП гибнет и калечится куда больше людей, юных и старых, но ведь никто не призывает прекратить продажи автомобилей. Разбиться можно, неудачно упав с велосипеда. Есть и более сопоставимые примеры – Эверест занимает первое место по числу погибших и пропавших альпинистов, но ничуть не утратил своей притягательности. Люди никогда не избавятся от желания быть еще выше, быстрее, сильнее – с этим ничего не поделаешь.
«Дакар», проводимый с 1979 года, – одна из главных гоночных вершин. Самая длинная, самая сложная, самая рискованная гонка мира – чем не Гималаи? Отличие, пожалуй, в том, что высочайшие горы покоряют все-таки хорошо подготовленные спортсмены-альпинисты. А в «Дакаре», да и вообще в ралли-рейдах, больше половины стартующих – гонщики-любители, в гражданской жизни бизнесмены, юристы, инженеры, учителя и полицейские. И эти частные экипажи оттачивают навыки езды по африканскому бездорожью, как правило, на каких-то домашних гонках-однодневках. А профессиональных команд, таких, как «КамАЗ-Мастер», в ралли-рейдах совсем немного.
[caption id="attachment_196892" align="aligncenter" width="150" caption="Карлос Сайнс, одержавший 26 побед на этапах чемпионатов мира
по ралли, пока не сумел выиграть на «Дакаре». "]
[/caption]Между тем «Дакар» продолжает бить собственные рекорды массовости: количество боевых единиц техники, выехавших из Португалии, вновь перевалило за 500. Уровень безопасности, обеспечиваемый организаторами, – максимально возможный для условий этой гонки. Задействованы все современные технологии связи. Караван сопровождают многочисленные технички и вертолеты спасательных и медицинских служб. Каждый участник придет на помощь другому в любой момент. Но автоспорт, как Гималаи, опасен сам по себе, так что все случайности предусмотреть невозможно.
ЧТО СЧИТАТЬ УСПЕХОМ
Случайной была авария Владимира Чагина на пятом этапе нынешнего «Дакара». Боровшийся за лидерство в зачете грузовиков, экипаж КамАЗа то и дело кого-то обгонял, уходя с натоптанной тропы, и напоролся на камни. Механик экипажа Сергей Савостин получил травму позвоночника, Чагин и штурман Семен Якубов – сотрясения и ушибы. Но даже если бы все остались целы – автомобиль многократного победителя вышел из строя. Победа в итоге досталась голландцу Хансу Стейси, а россияне довольствовались вторым местом Ильгизара Мардеева, Айдара Беляева и Эдуарда Николаева. После нескольких кряду побед «серебро» как будто не выглядит желанной наградой. Это не так: «Дакар» настолько тяжелая гонка, что просто финиш в столице Сенегала большинство экипажей считает великим достижением. И потому на родине, в Набережных Челнах, камазовцев вновь встретили как героев.
В категории автомобилей шансов у россиян, пожалуй, и вовсе не было. Заводские команды «Мицубиси» и «Фольксвагена» все равно сильнее – как минимум, за счет наилучшей подготовки техники и ее обслуживания. Последним «частником», выигрывавшим «Дакар», был многоопытный Жан-Луи Шлессер (ему уже 58 лет!), который африканские дорожки, кажется, знает наизусть. И знания свои опять подтвердил – третьим местом!
Лучшим из россиян на финише оказался, как и следовало ожидать, обладатель Кубка мира Сергей Шмаков, выступавший на привычном заднеприводном багги. Четырнадцатое место в абсолютном зачете, прямехонько между звездами ралли-рейдов испанцем Хуаном Ромой из заводской команды «Мицубиси» и немкой Ютой Кляйншмидт (БМВ) – единственной женщиной, которой довелось выиграть «Дакар». Отличный результат!
Команда Team Russia, объединившая пять наших дуэтов, на «Дакаре» дебютировала. Некоторые экипажи раньше уже пробовали здесь свои силы, но без особого успеха. Один из пилотов, Борис Букатов, трезво оценивал возможности перед стартом: «В десятку сильнейших никто из нас не попадет – это нереально. А вот в двадцатку – можно попробовать». Получилось только у Леонида Новицкого, проехавшего всю дистанцию ровно, стабильно и надежно. Двадцатое место – показатель незаурядный, если учесть, что до финиша добралось больше сотни «автомобильных» экипажей.
Победа Стефана Петеранселя закономерна во всех смыслах. Француз выигрывал «Дакар» еще будучи мотоциклистом, а потом и в составе «Мицубиси». «Паджеро Evo» – прототип-ветеран, чья конструкция планомерно совершенствовалась из года в год. Большего удивления заслуживает второе место Люка Альфана – ведь он в прошлом горнолыжник, а в гонки пришел сравнительно недавно. Видимо, спортсмены-профессионалы, независимо от амплуа, навсегда таковыми остаются.
Этот дуэт провел тактически безукоризненную гонку. После первых пяти этапов впереди шла мощная дружина «Фольксвагена» во главе с Карлосом Сайнсом – двукратным чемпионом мира по ралли. Но затем началась настоящая Африка – спецучастки по 400, 500, 600 м, и одного за другим она притормозила лидеров. По сути, Петерансель просто дождался, пока пустыня сама расправится с соперниками. Сайнс в итоге финишировал девятым – очередная попытка Матадора покорить «Дакар» не удалась.
А в предпоследний день гонки, за 15 км до финиша этапа остановилось сердце у французского мотогонщика Эрика Обижу, ставшего пятидесятой жертвой «Дакара». Но можно ли винить в жестокости сам «Дакар»?