Страна невыученных уроков

Страна невыученных уроков

РАДОВАТЬСЯ РАНО

Цифры нынешнего отчета вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, рост общего числа ДТП продолжается – за прошлый год плюс 2,6% (или 6 тысяч аварий). Тут удивляться вроде бы нечему – автопарк страны растет из года в год, дороги лучше не становятся (в основной своей массе), не было никаких реформ в организации дорожного движения. А вот следующая цифра, которая свидетельствует об уменьшении числа погибших на 3,6%, конечно, радует… Ведь в результате живыми остались 1,2 тыс. наших сограждан! Хотя… получается, что в одной графе убыло и тут же в другой – прибыло. Меньше на 3,6% стало погибших – выросло на 3,8% число покалеченных (+4,1 тыс.). Депутат Государственной думы Виктор Похмелкин считает, что в такой ситуации полностью доверять статистике ГИБДД нельзя. «В России погибшими в результате ДТП считаются только те, кто умирают в течение 7 дней после аварии. Тот, кто скончался в больнице позже, в статистику не попадает. Таким образом, количество раненых должно быть меньше, а погибших – больше».

СУДЬБА ПЕШЕХОДА

Как и раньше, основные виновники ДТП у нас – водители: почти 82% аварий происходит по их вине. Из-за нарушения ПДД пешеходами случается каждое пятое ДТП (20,8%), третья причина – неудовлетворительное состояние дорог (20,7%; сумма превышает 100% из-за возможного сочетания причин). А вот неисправность транспортных средств на безопасность движения практически не влияет: по данным ГИБДД, из-за этого происходит… 1,1% аварий. Тут снова есть повод усомниться, ведь в среднем по Европе это причина 10–15% ДТП! Что же, у нас в стране, где свыше 70% автопарка старше 7 лет, машины ломаются реже, чем в Бельгии или Италии? Конечно, нет! Просто не принято у нас регистрировать в качестве причины аварии неисправность машины. Чтобы доказать такой факт, надо проводить достаточно сложные и дорогие экспертизы. Да и по закону сейчас ответственности не несет практически никто – ни владелец автомобиля, ни инспектор ДПС, который выдал талон техосмотра. Если только машина новая и на гарантии, есть какие-то шансы... Вот и приходится «расписывать» причины ДТП между водителями, пешеходами и дорогами.

Среди видов аварий в России самый распространенный – наезд на пешехода: в прошлом году более 40% от общего числа ДТП. Это и самые опасные происшествия: из 1000 пострадавших погибали 128 человек (средняя цифра смертности на российских дорогах – 103 погибших на 1000 пострадавших). Специалисты считают, что при столкновении автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч, с пешеходом у последнего практически нет шансов выжить. На втором месте – столкновения двух и более автомобилей (31,4%; 87 погибших из 1000 пострадавших). Кроме этого, наши водители регулярно переворачиваются (13,3% ДТП), врезаются в фонарные столбы (6,7%) или припаркованные у обочины другие автомобили (2,8%). А еще за прошедший год сократилось на 2,2% число аварий с участием детей, но все же итоги ужасны: 1276 погибли и 25 720 были ранены.

Нетрезвые водители стали биться реже – количество ДТП по их вине за прошедший год снизилось на 13% (сказывается ужесточение наказания за управление автомобилем «под мухой»), но и теперь из-за пьяных за рулем происходит 8% всех аварий.

Виновники почти 7% всех аварий, бросив раненых, скрылись с места преступления. Единственное, что радует – число таких… не знаю даже, как назвать – сократилось за год на 3%.

ВИНОВАТЫ… СЕМЬЯ И ШКОЛА

Вкратце итоги прошлого года выглядят удручающе. По количеству жертв ДТП Россия который год занимает печальное первое место в Европе. Да и в мире мы мало кому уступаем. Но не мериться же с Китаем, где в прошлом году в авариях погибло 89 тыс. человек (против наших 32,7 тыс.)! Их – почти 1,5 млрд., а нас уже меньше 140 миллионов жителей! Вот в Германии с населением 82 млн. в 2006 году в ДТП погибли 5 тыс. человек; столько же во Франции (население – 54 млн. человек). Немцы и французы уверены: это чудовищно много и делают все, чтобы цифры потерь сократить…

Уже год как действует Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения; время ушло на «техническую подготовку» – никаких прорывов ни в системе ГИБДД, ни в организации движения, ни в дорожном строительстве пока не случилось. Зато мы теперь точно знаем, кто виноват в таком положении дел. Первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин, который в конце января от имени своего ведомства озвучил данные по аварийности, сказал: «Немаловажным фактором, влияющим на аварийность на дорогах страны, является качество подготовки водителей. Экзамены на право управления транспортным средством с первого раза сдают около 60% кандидатов, а более трети сдают их повторно. Нас такие цифры не устраивают».

А вот нас не устраивают цифры аварийности вообще и работа тех, кто получает зарплату за обеспечение безопасности движения. Потому что безопасности – нет и в помине.

Подпишитесь на «За рулем» в