Начать с малого!
Вкладывайте в экономику Италии – здесь самые красивые секретарши…
Сильвио Берлускони
Что такое Италия? Паваротти, спагетти, тиффози... И что общего у нас с Италией?
Поначалу командировка в промышленный район Ломбардия (Lombardia) меньше всего располагала к подобным размышлениям. Альпы, свежий воздух, виноградники – но пригласили-то нас на завод автокомпонентов! Если быть точным, этих заводов целых три – на них поработало не одно поколение местных жителей. Потому что фирме «Метелли» – уже 40 лет!
Типично итальянский сценарий – в 1962 году старший сын семьи Метелли проявил самостоятельность и развернул производство мелких деталюшек, имея в распоряжении всего пару станков – токарный да шлифовальный.Потом прибежали остальные 14 (!) братьев – мы же в Италии! Дальнейшее нам понять тяжеловато, однако же – факт: вслед за братьями потянулись… клиенты! Назовем лишь нынешних потребителей продукции – это конвейеры заводов «Феррари», «Мазерати», «Ламборгини», ФИАТ, «Пежо-Ситроен». А компания теперь лихо работает по четырем основным направлениям: детали двигателя, водяные насосы, элементы тормозной системы и приводные валы. Плюс так называемые неоригинальные запчасти: ШРУСы, тормозные барабаны и диски, тормозные цилиндры – здесь их производят чуть ли не для всех массовых автомобилей. Даже для ВАЗов!
Кстати, интересный момент – знаете, как они делают то, что впервые держат в руках? Скажем, цилиндр на неизвестный им ВАЗ-2112? Очень просто – покупают «родную» деталь и с помощью 3D-сканера снимают все размеры! Затем в специальном департаменте над ней «колдуют» – вдруг что-то можно улучшить! – а образцы отправляют на ресурсные испытания. Через полгода деталь уже выпускают в требуемом количестве и поставляют туда, где поленились сделать ее сами. В том числе – к нам, в Россию!
Намек понятен? Общего у нас и «Метелли» очень много – мы просто немножко разошлись во времени. Вдумаемся: ведь сорок лет назад ничего этого здесь не было! Разве что Альпы да воздух – ну, не будем повторяться. А у нас, извините, ничего нет сегодня – только нефть, газ и тот же воздух! Но итальянцы начали с малого – они начали работать! Не перепродавать, не разбазаривать, а производить! Торговать-то и мы умеем, а вот делать даже примитивные детальки, похоже, разучились. В результате имеем то, что имеем. Австралийская картошка и новозеландские лопаты в России никого уже не удивляют.
Конечно, нам все мешают, а наши руки растут «не оттуда». Так простите – итальянцы тоже не напильниками болванки обрабатывают! Большинство операций здесь давно автоматизировано, а у робота с трудовыми навыками все в порядке. Впрочем, даже его не грех перепроверить: к примеру, тормозные диски проходят двойной контроль – до балансировки и после. Затем – на склад, к другим роботам: не вручную же обслуживать 10 000 контейнеров!
Пять часов дня – звучит гудок. Из невысокого аккуратного здания, которое отгораживают от других домов только пластиковый шлагбаум да несколько цветочных клумб, выходят немногочисленные работники. Солнце садится поздно – еще так много можно сделать!
А что мешает нам начать работать хотя бы сегодня? Хотя бы с малого? Или мы не знаем, из каких деталей состоят «жигули» и «фокусы»?