Привет, Tin-Lizzy!..
Мы представляем Ford Т 1922 года с редким закрытым кузовом Centerdoor Sedan—«Седан с центральной дверью», из коллекции Вячеслава и Людмилы Лен. Вячеслав - опытный реставратор и известный коллекционер. Ford Т Centerdoor Sedan американского изготовления № 6 161 420, выпущенный в июне 1922 г., приобретен им в одном из провинциальных автомузеев Франции и привезен в Москву. Неплохой, кстати, повод вспомнить не только о редком кузове, но и об автомобиле Ford Т в целом, с момента прекращения выпуска которого минуло 80 лет.
Попытайтесь представить себе 15 миллионов таких «Фордов»! Да—15 миллионов, 7 тысяч и еще 33 штуки. Именно столько «Фордов» модели «Т» сошло с конвейера с 1908 по 1927 год. В те годы по планете разъезжало больше «Фордовских» автомобилей, чем всех остальных, вместе взятых.
По мнению самих американцев, эти «жестянки» покупали неудачники. Но почему же тогда «Лиззи» —лидер столетия? А просто Генри Форд считал, что неудачников больше, чем удачников. Он всегда говорил, что главной целью всей своей жизни считает «посадить за руль простого американца» и «автомобилизировать Америку», а не ублажать богатых роскошными игрушками на колесах. Все это и воплотилось в «Форде-Т». «Жестянку» Генри задумал как предельно простую и дешевую машину для самого широкого круга потребителей, чтобы на ней можно было проехать везде, а починить — своими силами.
Всем хорошо известна ставшая крылатой фраза «Автомобиль создал Америку». Но не все осознают, что Америку создал, сделав ее первой автомобильной державой мира, конкретный автомобиль, герой нашей статьи (его чаще упоминают, как первый в мире автомобиль, сошедший с конвейера, что, кстати, тоже чистая правда). Впрочем, Ford Т создал Америку опосредованно, вначале создав дорогу. Старушка Lizzy своим рождением настолько опередила время, что в Америке еще не было настоящих дорог. Потому ей, доступной фермерским массам, и пришлось сначала вспахать поле (позволял большой крутящий момент двигателя и дополнительное оборудование в виде стальных задних колес с грунтозацепами — как у настоящего трактора тех лет!), намолотить зерна, напилить лес (выпускалась масса полезных «насадок») и только потом с большим трудом отвезти хозяина с семьей в город.
Отсутствие дорог грозило привести к перепроизводству. Натолкнувшись на полное невежество государства, предприниматели, включая самого Генри Форда, стали пропагандировать строительство дорог. На их деньги строились «скоростные» асфальтированные участки от нескольких сот ярдов до мили. Прокатиться по ним фермеры съезжались как на аттракционы… Почувствовав разницу, народ на «местах» стал объединяться в сообщества и на собранные средства продлевать, расширять и благоустраивать дороги. Это уже потом государство, а точнее военные, приберут все к своим рукам, «оседлают» инициативу и проложат по всей стране сеть номерных хайвейев (highway) с севера на юг и с востока на запад. В общем, когда в 1927 году последняя аскетичная — строго в черном — старушка Lizzy покинула конвейер, страна изменилась…
С завершением жатвы крестьянские семьи стали выбираться по новым дорогам «на природу», открывая для себя новые дали. Непродолжительные экскурсы превратились в многодневные автопробеги…
Итак, какими же путями шел Генри Форд к воплощению в металле своего идеала — простоты?
«Автомобиль должен быть дешев, без чего становится предметом роскоши, — читаем в книге профессора И.В.Грибова «Автомобиль Форд», изданной в 1927 г.— Дешев, но всегда настолько, насколько то позволяют качество материалов и работа, которые не могут быть дешевы при отсутствии специально разработанного оборудования и соответствующих приемов его использования. Эта мысль стоит во главе всей деятельности Форда.
Итак, внимание. В 1909 году Tin-Lizzy стоила 950 долларов, в 1919-м— 575, в 1924-м — 295, а в 1925-м — всего лишь 290 долларов, что составляло средний месячный заработок рабочего! А ведь сначала в идею Форда никто не верил. Она заключалась в том, чтобы разделить работу по изготовлению автомобиля на множество простых операций, поручив их неквалифицированным рабочим. Усовершенствование процесса конвейерной сборки и вело к постоянному удешевлению.
Проста была и конструкция «Форда-Т» Четыре цилиндра двигателя отлиты в один блок (вместо отдельных цилиндров, характерных для той эпохи). Жидкостное охлаждение — термосифонное: вода циркулирует без насоса за счет разности температур. Топливо из бака подавалось самотеком. В коробке передач планетарного типа –– только две передачи, чего вполне хватало для легкого автомобиля. Вместо четырех продольных рессор –– две поперечных.
Но ездила же, факт! Машина массой 500––800 кг в зависимости от исполнения с двадцатисильным двигателем разгонялась до 70––80 км/ч (облегченные двухместные родстеры были «шустрее» и «выжимали» больше сотни).
Однако, несмотря на свою простоту, «Жестянка» таит в себе почти непосильную для современного автомобилиста задачу: даже знатоку автомобилей 20х––30х годов не «просечь» назначение трех привычных вроде бы педалей…
Крайняя левая педаль («С» на рисунке) — это педаль сцепления, «малой» и «большой» передач (термины и приводимый ниже текст из книги И.В.Грибова):
«Чтобы ввести малую передачу, нажимают до отказа педаль «С», которая затягивает бандаж барабана малой передачи посредством устроенного на ней кулачка. Этой передачей пользуются для подъема в гору и для троганья с места. Чтобы ввести большую передачу, отпускают эту педаль, которая отжимается пружиной. В этом положении бандаж освобождается, и в то же время сжимаются между собой диски сцепления, чем достигается прямое соединение валов. Между этими двумя положениями педали существует промежуточное, в котором как малая передача, так и сцепление выключены.
Для тех читателей, которые еще не догадались, что за странный механизм управлялся столь непривычным образом, поясним: показанный на рисунке корпус скрывал внутри планетарную коробку передач с многодисковым сцеплением.
Пора, однако же, поговорить и о редком закрытом кузове героя статьи, показанного на цветных фото.
Эпопея закрытых кузовов началась сразу же после появления «Жестянки» на свет в 1908 году: это были 2-местное Coupe и популярные в такси Town Car и Landaulet с частично или полностью открытым местом водителя.
Первый фирменный седан появился в 1915 г., дверь в нем расположилась в центре боковины кузова, за спинками передних сидений. Заходить в салон было удобно лишь пассажирам заднего сиденья; пассажир переднего и водитель, сгорбившись, протискивались на свои места через узкий проход между передними сиденьями (для уменьшения мучений спинка пассажирского сидения складывалась). Несмотря на эти неудобства, популярность седана с центральной дверью стремительно росла: все-таки он был уютнее открытых всем ветрам турингов (Touring), родстеров (Roadster), Торпедо (Torpedo) и иже с ними. Особенно это чувствовалось в северных штатах. Лидировал он по удобству и среди закрытых кузовов: «интимное» купе вмещало лишь двоих, а Town Car и Landaulet были закрытыми лишь частично.
Centerdoor Sedan с удобством — и я могу это подтвердить — вмещает четверых, а когда надо — и пятерых: поглядите на фото 20-х годов (однако, обратив внимание на просевший задок. Не дай Бог, колдобина или крутой подъем…)
Но — ничто не вечно под луной — и модель 1922 года, показанная на цветных фото, стала «лебединой песней» двухдверного седана, ибо в ноябре этого года дебютировал седан четырехдверный — Fordor Sedan (не думайте, я не ошибся — Форд придумал именно такое словечко, а не Fourdoor). А у позднейших двухдверных моделей — Tudor (а не Twodoor!) дверь была на привычном нам месте — спереди, дверной проем начинался сразу от передней стойки (ветрового стекла).
Вот такая история.
P.S. В двадцатые годы в Советской России говаривали, что наиболее известных личностей всего три: Ленин, Троцкий, и Форд. Лидеры большевизма бредили быстрой тотальной индустриализацией. Им пришлись по душе «коллективизационные» достижения Форда. Началась «большая дружба». Профессор И.В. Грибов писал в уже упомянутой книге: «Имя Генри Форда, наверное, никогда не сгладится со страниц истории промышленности, как имя человека необычайного»
Николай Щербаков, газета «За рулем – Москва»
Иллюстрации автора и из собрания автора