Виктории двенадцатого года
Автоспорт, тогда справивший свое восемнадцатилетие, уже почти определился в привычных нам жанрах. Однако отношение наших предков к автомобилю и автоспорту наверняка удивит читателя. Итак, слово Николаю Григорьевичу Кузнецову, автору первого русского учебника автомобильного дела «Курс автомобилизма».
Уже с начала 1895 года конструкторы были в состоянии строить паровые и бензиновые автомобили. Однако сбыт их был затруднителен, публика относилась к ним весьма недоверчиво и не придавала особого значения всему автомобильному делу. Необходимо было поразить её воображение, чтобы доказать действительную ценность и значение этих новых машин. В первой гонке, организованной журналом "Le Petit Journal" в 1894 году между Парижем и Руаном (расстояние 126 км), приняло участие 102 автомобиля (столько записались, на старт же выехал всего 21 экипаж – 14 бензиновых и 7 паровых, из них финишировали 13 бензиновых и 2 паровых.- Прим. ред.).
Успех гонки создал такую хорошую рекламу этому новому виду спорта, что в следующем 1895 году была организована вторая гонка, на более значительную дистанцию в 1200 км Париж-Бордо-Париж (участвовали 40 автомобилей - бензиновых, паровых и электрических.- Прим. ред.). Большинство паровых и электрических автомобилей осталось в пути, не кончив гонку. Эта гонка считается в истории автомобилизма родоначальницей всего автомобильного спорта.
С 1895 года уже начинается правильное производство автомобилей, спрос на них начинает быстро возрастать, и надо признать, что 1895 год справедливо считается годом зарождения автомобилизма. В 1896 году была устроена гонка Париж-Марсель-Париж на дистанцию в 1720 км. Во время этой гонки было применено разделение всех автомобилей по категории в зависимости от веса машин и их размеров. В следующем 1897 году состоялась гонка Париж-Ницца-Монте-Карло.
Эта гонка интересна тем, что на ней 16 автомобилей было уже снабжено пневматическими шинами. Гонки автомобилей ясно доказали жизненность и практическое значение автомобилизма; продажа автомобилей стала быстро расти; конструкция автомобилей. На основании результатов ежегодных испытаний, совершенствовалась из года в год, причем, постепенно увеличивалась и скорость, развиваемая автомобилями.
Автомобильные гонки на скорость, хотя и имели громадное значение для развития и усовершенствования автомобильной техники, в то же время являлись мало полезными для всех интересующихся автомобилем с чисто с практической точки зрения. Вследствие этого, попутно с гонками на скорость, начали устраивать пробеги автомобилей на выносливость, в которых главную роль играла не скорость автомобиля, которая правилами состязания была ограничена, а выносливость и прочность.
Можно утверждать, что автомобильные гонки были одной из главных причин, побудивших конструкторов приложить все усилия к разработке и улучшению конструкции автомобилей.
...Вот такие воззрения на автоспорт были у наших предков во время показываемых событий. С гордостью добавим, что автоспорт в России тогда был ненамного моложе мирового. Первая в нашей стране «гонка моторов» состоялась уже в 1989 году! «Октября 11-го (т.е. 24-го по новому стилю. - Прим. ред.) свершилось долгожданное событие - состязание моторов», - читаем в велосипедном журнале «Самокат» почти столетней давности, организовавшем гонку вместе с «Обществом велосипедной езды». - «Всех мотористов, пожелавших выйти на соревнование, записалось четырнадцать, но на старт вышло всего шесть моторов трёхколесных одноместок (трициклов, т.е. трёхколёсных мотоциклов Clement. - Прим. ред.) и один четырёхместный автомобиль ситемы Бенца, 52 пуд. весу и 6 1/2 лошадиной силы (Benz Velo. - Прим. ред.)». Маршрут гонки протяженностью в 39 верст (41,6 км) проложили между станцией Александровская и Стрельней под Санкт-Петербургом. В июне следующего года состоялась первая гонка Москва - Петербург, стовёрстная гонка на приз журнала «Самокат» недалеко от северной столицы. И пошло (вернее, поехало...) - в 1900 году - 6 соревнований, в том чиле первые в России по подъёму на холм; в 1901 году - уже семь!
Начиная с 1907 года, в России уже проводятся международные соревнования. Двумя годами позже в русском автоспорте дебютирует автомобиль отечественного производства – «Руссо-Балт», выпущенный Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ) в Риге. Впоследствие именно этим машинам было суждено прославить Россию в международных состязаниях. Так что о «совершеннолетии» как мирового, так и российского автоспорта мы заговорили не зря. Давайте же на миг погрузимся в его атмосферу, взглянув на уникальные фотодокументы и вспомним о самых интересных автомобилях.
Традиционно внимание всего мира приковывали соревнования на родине автоспорта. Фирма Peugeot участвовала в них с самого начала – гонку «Париж-Руан» 1894 года окончили 5 автомобилей этой марки: один поделил с «Левассором» (Levassor) первое место, они заняли также 2-е и 3-е призовые места. Воодушевлённая успехами последующих лет, фирма создала показанный на фото автомобиль специально для участия в «Гран-При автоклуба Франции». Молодому швейцарскому инженеру Эрнсту Генри (Ernest Henry) удалось воплотить в его конструкции самые передовые инженерные решения того времени: верхнеклапанный двигатель имел два распределительных вала в головке цилиндров (2хОНС), четыре клапана на цилиндр и полусферические камеры сгорания. Позже это появилось и на других автомобильных ДВС. Четырёхцилиндровый двигатель с гигантским по нынешним понятиям рабочим объёмом 7,6 л развивал мощность 175 л.с., что позволяло достигать скорости 160 км/час. Кроме побед на родине, этот Peugeot 7,6l прославился тем, что стал первым европейским автомобилем, выигравшим гонку «500 миль Индианаполиса» в Америке...
Но, пожалуй, самый знаменитый из показанных на фото автомобилей - это Blitzen Benz («Молниеносный «Бенц»), на котором были также поставлены абсолютные рекорды скорости...
Ни одно транспортное средство планеты тех лет - будь то поезд или аэроплан - не смогло бы обогнать этот легендарный автомобиль. он как бы незримо нёс в своём "птичьем клюве" над радиатором первую «ветвь» триединого олимпийского лозунга – «Быстрее, выше, сильнее». 228 км\час почти столетие назад - не слабо? Для этого потребовался рабочий объём в 21,5 л (!), «способный» в те годы «лишь» на 200 л.с. А началось с того, что член совета директоров Юлиус Ганс (Julius Ganss) глубже прочувствовал зависимость между успехом спортивным и коммерческим. Предложение приняли «на ура» и в начале 1909 года был дан зелёный цвет созданию автомобиля, способного «заглянуть» за магический двухсоткилометровый рубеж скорости. За основу взяли 12-литровый 150-сильный гоночный Benz, довели рабочий объём до 21,5 л и мощность - сначала до 184 л.с. при 1500 мин-1, а затем до 200 л.с. при 1600 мин-1.
Уже упомянутый в статье Фриц Эрле, конструктор и гонщик, впоследствии возглавлявший отдел испытаний и спорта, летом 1909 года преодолел километр с хода со скоростью 159,3 км/час. А известный гонщик Виктор Эмери (Victor Hemery) поздней осенью на треке Бруклендс (Brooklands), столетие которого британцы справляют в этом году, побил тогдашний мировой рекорд скорости, развив 202,691 км/час. Затем в Америке на «Молниеносном» были достигнуты скорости 211,977 км/час (1910 год) и 227,510 км/час (1911 год), но эти результаты не признали в Европе из-за судейских разногласий по процедуре проведения рекордных заездов.
Спортивная карьера некоторых «молниеносных» (всего их было построено с 1909 до 1912 года шесть, и они отличались друг от друга) продолжалась вплоть до двадцатых годов. Один из ранних экземпляров 1909 года выпуска был в 1913 году приобретен известным русским фабрикантом Густавом Листом и участвовал в соревнованиях. на нем был установлен российский рекорд скорости на дистанции верста с ходу - 201 км/час, «державшийся» ещё долгие годы...
Всего же на шинах Continental были выиграны 23 состязания 1912 года в Европе (плюс к тому - заняты другие места, завоёваны призы и дипломы) и одно в Латинской Америке - пробег «Буэнос-Айрес - Мар дель Плата». А в испытательном пробеге грузовиков, который проводило Военное министерство России, чтобы выбрать наиболее пригодные для использования в армии автомобили и комплектующие, 63% всех машин имели шины Continental и они были официально признаны самыми лучшими.
Заметим также, что двенадцатый год памятен нам самыми яркими викториями дореволюционного автоспорта - Андрей Платонович Нагель, русский автоспортсмен и автожурналист Номер Один на «Руссо-Балте» вместе с Вадимом Александровичем Михайловым занял в ралли «Монте-Карло» 9-е место в абсолютном зачете среди 87 участников и завоевал первый приз туризма за выносливость авто и трудность пути и первый приз маршрутов: от Петербурга до Монако - 3590 км. А участие в ралли «Сан-Себастьян» (4492 км от СПБ) принесло Кубок выносливости. Но «Руссо-Балт» был «обут» в отечественные шины «Проводник», и это уже другая история...
Николай Щербаков
Иллюстрации из архива автора
[caption id="attachment_197126" align="aligncenter" width="150" caption="Горная гонка (гонка по подъёму на холм) «Mont Ventoux», Франция. Победитель Жорж Буальо на «Пежо
"]
[/caption]
[caption id="attachment_197130" align="aligncenter" width="150" caption="Пробег Рига-Кенингсберг, 1030 км. Победитель Карл Рейхштейн-мл.
на «Бреннаборе» (Brennabor)"]
[/caption]