Автомеханик, говорящий по-английски
СЛИШКОМ УМНЫЙ
– Ну, все, корреспондент! Запорол двигатель! Через руку масло наливал – теперь машина не поедет. За этот «Крайслер-Пасифика» из своего гонорара будешь выплачивать, – жестко констатирует механик-наставник.
Заметив, что с лица я стал цвета «серебристый металлик», механики ржут в голос. А опытный фотограф, успокаивая меня, находит, что ответить зубоскалам:
– Так он же левша. И получается, что лил не через руку!
– Ну, тогда заведется! Предупреждать надо, за это – штрафные санкции. Видишь швабру – вымой пол. Надеюсь, этому учить не надо? – словно солдат-старослужащий зеленому новобранцу, дает мне указание Николай. Два часа он был моим учителем в загадочной для меня профессии автомеханика.
Честно говоря, после предварительного собеседования с начальником производства компании «Автолайт» Александром Володиным на работу меня… не приняли. Вежливый руководитель предложил для начала за 15 минут ответить на 50 весьма несложных вопросов.
– Это предварительный тест, позволяющий определить уровень даже не образования, а интеллекта.
Вопросы типа: литр бензина стоит 44 копейки (уже смешно), сколько будет стоить 2,5 литра? На бумажке считать нельзя. Короче, через четверть часа я умудрился дать ответы на 46 заданий. После проверки оказалось, что 34 – правильные. На этом начальник сервиса со мной и «простился»:
– К сожалению, в бригаде автомехаников вам не место. Бессмысленно учить вас премудростям этой профессии. Вы их, конечно, освоите, но лучше вас использовать более рентабельно. По результатам теста вы можете, скажем, продавать машины. Или даже руководить этими продажами.
Не взяли меня в цех автосервиса и в том случае, если бы я ответил на шесть вопросов. В общем, подход живо напоминал советскую армию – шибко умные (которые много вопросов задают!) и откровенно глупые на службе не нужны.
ВРАЧЕВАТЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ ДУШ
В те годы, когда я служил Советскому Союзу, работа автомехаником казалась промежуточной позицией между директором Елисеевского гастронома и секретарем ЦК. Попасть на сервис к хорошему специалисту почиталось за счастье. Профессия хоть и не была престижной, зато считалась сверхприбыльной в системе тотального дефицита.
Ныне петля дефицита совершила очередную эволюционную спираль. Хороших автомехаников ищут днем с огнем. Крупнейшие фирмы перекупают грамотных специалистов за серьезные деньги.
Правда, гарантированно получать столь высокую зарплату механик начинает, только проработав по специальности четыре-пять лет. На большинстве фирменных станций, где обслуживают иномарки, оплата сдельная: больше машин успел обслужить за смену – больше получишь. Механику самого высокого разряда причитается до 70% от суммы, которую клиент платит за работу. Работник, только что закончивший обучение, довольствуется 20% от клиентских денег. Но допустив ошибку, каждый отвечает рублем – тоже в соответствии с квалификацией. Если начинающий механик «спалит» бортовой компьютер стоимостью до 1000 долларов, фирма возьмет расходы на себя. «Ветеран» за свои грехи расплачивается полностью.
Но ко мне, как к потенциальному механику-ученику, эти деньжищи отношения не имели.
– Принятый на работу новичок получает в первые три месяца испытательного срока 5 тыс. рублей, – пояснил А. Володин. – Затем ученику присваивают разряд, и он зарабатывает в соответствии с тарифной сеткой.
Естественно, наибольшая текучка кадров – именно в первый год-два. Часть механиков отсеивается из-за профнепригодности, нарушений дисциплины, часть вообще уходит из профессии, поняв свою бесперспективность. Лучших могут переманить конкуренты.
Примерно так же организован процесс и в сервисных центрах отечественных автомобилей. Механики высокого класса на столичных станциях АВТОВАЗа могут зарабатывать и втрое больше средних 500 долларов в месяц. Опытный диагност, скажем, получает в месяц гарантированные 2000 долларов – сдельная оплата тут невозможна, ведь с иными поломками приходится возиться несколько дней.
Практически везде автомеханики трудятся по 12 часов (плюс час обеденного перерыва) два дня через два выходных. В наши дни более двух недель отпуска из положенных по закону четырех никто из автомехаников обычно не берет – времени на отдых хватает, а лишний день без работы – потерянные деньги.
Естественно, в условиях дефицита сто’ящих работников серьезные фирмы стараются предоставлять своим сотрудникам льготы. Скажем, бесплатное питание, частичную оплату медицинской страховки. Если механик решит приобрести в своей компании автомобиль, ему дадут приличную скидку.
КОГО БЕРУТ В МЕХАНИКИ?
Отдачу от подготовленного специалиста почувствуют лишь спустя три года, когда человек станет по-настоящему ценным производственным кадром. Вообще бизнесмен идет на серьезный финансовый риск, принимая на работу новичка. Какими же навыками должен обладать будущий механик, чтобы ему доверили чинить, скажем, «джипы» и «крайслеры»?
– К сожалению, уровень выпускников специализированных колледжей не выше, чем у выпускников советских ПТУ и техникумов. Поэтому, например, у нас диплом автомеханика не имеет веса при устройстве на работу, – рассказывает А. Володин. – Сегодня самый ценный (и редкий) кадр – бывший инженер закрытого оборонного предприятия с высшим образованием и обязательным знанием технического английского языка. Специфика «Крайслера» – вся техдокументация приходит сюда на родном автомобилю языке. А сертифицированные переводы – когда их еще сделают…
– При прочих равных, мы скорее примем на работу телевизионного мастера, нежели выпускника автоколледжа, – поясняет специфику А. Володин. – Расчет прост – в современном автомобиле до 60% неполадок происходит по вине электроники. Тот, кто разбирается в ней, скорее научится закручивать гайки, чем «жестянщик» – разбираться в микросхемах. Жестко? Таковы условия бизнеса. Автомеханик подобен врачу – автомобили, как и люди, болеют. И лечить их должен специалист.
«ЗАЧЕТ» ПО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ
...До разноцветных электрических шин меня, естественно, не допустили. А вот провести первое ТО «Крайслера-Пасифика» удалось полностью. Слил масло, снял колеса, проверил, как изношены колодки (сложного в этом ни капли – специальные рисочки исключают сомнения). Поинтересовался, где брать «промывку» – оказалось, теперь ее не заливают. А заливают «Кастрол». Тонкой струйкой, чтобы не перелить на сияющий хирургической чистотой двигатель. Ну, я и начал заливать.
Оказалось, неправильно.
Эх, не быть мне в этой жизни автомехаником…
От редакции. В столице, конечно, зарплаты самые высокие, но за эти деньги и работать приходится очень много, и уровень ответственности велик. В будущих номерах мы постараемся больше рассказывать о том, как живется представителям автомобильных профессий в разных регионах России.
КАК СОСТАВИТЬ РЕЗЮМЕ?
Тем, кто собрался отправить свои данные потенциальному работодателю, дают советы специалисты кадрового агентства «Контент».
Резюме – краткое описание вашего профессионального пути и качеств. Нужно добиться, чтобы человек, который его прочитал, захотел встретиться с вами лично. Знайте: работа менеджера по персоналу – не отбирать нужные резюме, а отсеивать неподходящие. Так что же сделать, чтобы ваше резюме не попало в корзину?
Определите, какую информацию вы можете сообщить, разложите ее по полочкам: фамилия, имя, отчество без сокращений, чтобы читающий не ломал голову над тем, какого вы пола и как вас зовут; возраст; контактные телефоны. Опишите образование, начиная с последнего места учебы: даты, название учебного заведения, факультет, специальность. Упомяните дополнительные курсы, семинары, тренинги, стажировки.
Следующий пункт – опыт работы, тоже в обратном порядке: дата начала и окончания работы; название фирмы, сфера деятельности; ваша должность, количество подчиненных (если были); ваши обязанности, уровень ответственности и полномочий; примеры конкретных достижений. Не забудьте указать дополнительные навыки: опыт работы на компьютере, владение иностранными языками, наличие машины, водительских прав и т.д.
Сообщите потенциальному работодателю личные данные (семейное положение, дети, место жительства) и качества, которые являются вашим преимуществом. Укажите несколько черт, которые отличают вас от других и помогают достигать нужных результатов в работе.
Резюме должно быть кратким (как этот текст) и энергичным. Используйте глаголы действия: «устроил», «организовал», «наладил» и прочие. Никогда не пишите: «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями.
Удачи!