Здесь вам не равнина
Школу БМВ в австрийском местечке Зольден посетил Владимир Соловьев. Вместе с ним в группе учеников оказались музыкант Сергей Мазаев и телеведущая Таня Геворкян.
Есть такие вещи, которым нельзя научить, но которым можно научиться. Вождение автомобиля как раз из их числа, наряду с игрой на музыкальном инструменте или изучением иностранного языка. Поэтому главной целью учебной программы немецких инструкторов было показать, как, что и в каком случае нужно делать, а уж довести технику до совершенства предоставлялось самим участникам «БМВ Фарер-Тренинг».
Первым делом – посадка. Сначала нажимаешь на тормоз и подгоняешь подушку в продольном направлении. При этом ноги должны остаться слегка согнутыми в коленях. Упираясь в спинку сиденья, кладете руки на руль: они слегка согнуты в локтях, хват баранки в положении часовой стрелки 3 и 9 часов.
Затем руление. Перехват рулевого колеса при крутом маневре и возвращение в положение «прямо» – его руки должны знать как «Отче наш» и всегда принимать, завершив маневр. Не случайно в помощь гонщикам, чтобы исключить ошибки, на спортивных рулях делают яркую полоску в верхней части.
Ну вот, получается уже лучше. А у кого-то и совсем хорошо! Можно дать порулить змейку, пройти коридорчик, обозначенный конусами.
Прежде чем перейти к торможению – задачка на сообразительность. Как нужно тормозить, если под правыми колесами лед, а под левыми – сухой асфальт? Вот правильный ответ: нужно резко и сильно нажать на тормозную педаль. В современных машинах ABS не даст машине сойти с траектории, а путь до остановки все равно будет короче, чем у машины, все колеса которой будут на льду.
...Упражнения на торможение в заданном коридоре с разной скорости, торможение с «переставкой». Потом упражнение на избыточную поворачиваемость, когда при выключенной системе стабилизации с добавлением газа у автомобиля начинается занос задней оси. Потом то же самое с включенной системой стабилизации.
И вот так с утра до вечера потихоньку наматываем километры на одометры БМВ-330i. На такой машине нужно нестись по шоссе, а не крутиться в зажатой с двух сторон горами долине! Но время провели с пользой – «полицейский разворот» в исполнении учащихся школы – тому подтверждение.
На другой день закрепляем полученные навыки на других машинах. Это БМВ-Х3, БМВ-130i, БМВ-740i. Учимся надевать цепи противоскольжения. Без них в горах ни шагу. Ну а теперь – впечатления «дегустаторов».
БМВ 330i
Таня Геворкян: Дизайн салона 330-й показался излишне спокойным и минималистским. Но потом обнаруживаешь джойстик, которым управляются все функции. Это та самая система navi drive, избавляющая от необходимости шарить руками по всей панели приборов и позволяющая сосредоточиться на главном – на вождении.
Мне было очень удобно на водительском месте: бывает, сразу чувствуешь, что это твой автомобиль, а ведь бывают машины даже очень дорогие и престижные, в которых, садясь за руль, не ощущаешь габаритов – тебе постоянно кажется, будто что-то ускользает из зоны внимания.
Сергей Мазаев: Мне нравятся машины побольше. Тем не менее в «трешке» БМВ салон показался довольно просторным, даже просторнее, чем в «Мерседесе» С-класса. Органы управления под рукой и управление автомобилем не создает проблем. В этой машине мне было очень комфортно. С водительского места отличный обзор, я видел конусы, вокруг которых маневрировал. Ни разу не возникло желания выйти посмотреть, прохожу ли я по габаритам.
БМВ 740i
Таня Геворкян: Очень удобная машина для длительных спокойных поездок. Симпатичная, по сравнению с предыдущей моделью у нее более сглаженные формы. Автомобиль бизнес-класса должен держаться с достоинством. В обыденной жизни трудно себе представить, что может так крутиться, как он крутился у нас на тренинге. Современные системы управления позволяют ездить на нем достаточно резво.
Сергей Мазаев: Я много упражнялся на 740-й. Как и все БМВ, это очень красивый автомобиль. Хотя сознаюсь, внешне предыдущая «семерка» мне нравилась чуть больше. Зато внутри, на водительском месте и сзади – выше всяких похвал. Водителю стоит немного приноровиться к управлению функциями через джойстик под правой рукой и освоить рычажок управления автоматической коробкой, вынесенный на рулевую колонку вверху справа. Но у каждой машины есть свои особенности в управлении. БМВ-740i идеально едет и держит дорогу. Эта машина меня покорила.
БМВ-130i и БМВ-Х3
Таня Геворкян: «Единичка» оставила незабываемое впечатление. Правда, ездить пришлось на цепях, без которых, наверное, по талому снегу не пробраться. Но какой кайф, как она ведет себя в заносе! Езда доставляет радость. И все же, если бы передо мной стоял выбор между «единицей» и Х3, для жизни выбрала бы «икс третью», как более универсальную. Веселую «единицу» оставила бы для забав. Наверное, со мной все согласятся, что для суровых горных условий больше подходит полноприводная Х3. «Икс-третья» была с турбодизелем. Я всегда воспринимала дизель, как немного «тормознутый» мотор, однако этот показался довольно резвым. Но опять же – если бы подбирала машину для себя, обязательно попробовала бы этот дизель не на горной дороге, а еще и на автостраде: как у него с разгоном, как реагирует педаль газа.
Сергей Мазаев на этих машинах не ездил, так как вынужден был уехать чуть раньше.
Сергей Мазаев: «Школа вождения – это всегда интересно, она прививает понятие о безопасном вождении. Ведь по статистике автомобильный транспорт – хотя нам так не кажется – представляет угрозу для жизни людей. Сколько человеческих жизней уносят дороги! Мы же часто себя переоцениваем, а надо учиться всегда и всему. Получить уроки безопасного вождения автомобиля (в данном случае – с задним приводом) мне было очень полезно. Подобные тренировки периодически необходимы всем.
В России существует еще практика покупки прав. Купив права, люди не получили ничего. Они лишены элементарной культуры и навыков вождения. Оттого и в потоке не способны думать ни о ком, кроме себя.
Здесь, в школе БМВ, все упражнения полезные и могут пригодиться на дороге. Такие ситуации внезапно могут возникнуть у каждого из нас. Возможно, двух-трех повторений недостаточно для формирования устойчивых навыков, но теперь я по крайней мере знаю, какие упражнения нужно делать, и могу совершенствоваться самостоятельно».
Таня Геворкян: «У меня слабость к автомобилям с детства. Пока ровесницы играли в куклы, я катала машинки. Зная это, родители предлагали мне очередной грузовик, чтобы добиться моей благосклонности. Так в обмен на большой самосвал, который увидела в «Детском мире», в пять лет позволила удалить себе аденоиды. Рано села за руль под папиным присмотром. Начала уверенно рулить в 13 лет, когда рост позволил доставать до педалей и смотреть на дорогу. Примечательно, что мой первый опыт вождения связан с праворульными машинами: родители тогда работали в Индии, и мне пришлось осваивать «Тойоту». Папа хотел, чтобы я получила права, как только мне исполнится 18 лет. Так собственно и случилось, но своя машина появилась годом позже. Это был старый папин «Москвич-2141». Мне кажется, это было самое правильное решение. Отъездив на «Москвиче» год, я прошла хорошую школу, поняла, как в автомобиле взаимодействует его каждый элемент, и совершенно не боюсь ручных коробок, хотя и езжу на «автоматах».
Сергей Мазаев. 47 лет, музыкант, певец, солист группы «Моральный кодекс». Увлекается плаванием, историей русской земли, любит лыжи, в том числе водные. Машину водит с 1980 года, первой были «Жигули» ВАЗ-21013. Ездил на автомобилях «Субару», БМВ, сейчас – на «Кадиллаке Де Виль-купе» 1991 года выпуска.
Таня Геворкян, телеведущая. Работала на каналах ТНТ, МТВ, сейчас готовится к новому проекту. Увлечения: автомобили, фотография, кино. В кино не снималась, но закончила киноведческий факультет ВГИКа по специальности кинокритик. Личный автомобиль – «Ауди-А4».