Черная метка
Шестнадцатиклапанные моторы ВАЗ кое в чем вполне современны. Так, в ГРМ уже не надо регулировать зазоры. Но обслуживание более сложного привода – проблема. Срок службы ремня лишь 45 тыс. км, а стоимость замены, по сравнению с прежними моторами, вдвое выше.
Демонтируем адсорбер, кожух ремня ГРМ, свечи, ремень генератора. Поддомкратив правое переднее колесо и вывернув руль до упора, снимем пластмассовый лючок брызговика. Откроется доступ к шкивам коленчатого вала. Болт их крепления сильно затянут, одолеть его непросто, поэтому стопорим коленвал фиксатором (ЗР, 2004, № 12). Ставим его на ощупь – ведь под новым термостатом и горизонтально расположенным датчиком температуры лючок не виден. Ослабив затяжку болта настолько, чтобы позже легко было вывинтить, фиксатор убираем.
Чтобы правильно надеть новый ремень, точно выставим зубчатые шкивы. Верхние – по меткам. Имейте в виду, что когда еще не снят старый ремень и метка одного шкива совпадает с ответной меткой на кожухе, это не значит, что и у второго метки обязательно совпадут. В этом случае стоит воспользоваться нашими рекомендациями в ЗР, 2006, № 7. Для фиксации шкивов в дальнейшем потребуется приспособление, показанное в ЗР, 2004, № 2. Но как поставить поршень первого цилиндра в положение ВМТ, если метки на маховике и шкиве коленвала прячутся за термостатом и шкивом генератора? Мы найдем это положение с помощью индикатора «часового» типа. (Похожее получится и для мотора 1,6 л.) Коленвал вновь фиксируем.
Установка ремня – довольно сложное дело. Ставим натяжной ролик, но гайку не затягиваем. Ремень надо надеть на зубчатые шкивы (они зафиксированы). Прежде чем посадить опорный ролик на ось, убираем фиксатор коленвала. Последний немного провернется против часовой стрелки. Вот теперь натянем ремень натяжным роликом, следя за индикатором. Он покажет, что коленвал вернулся на свое место. Все снятое, кроме кожуха, монтируем обратно. После полного прогрева двигателя окончательно скорректируем натяжение ремня – и, наконец, закроем кожухом.
Итак, приспособление с индикатором обеспечило более точную установку поршня в ВМТ. Кроме того, с ним легко проверить правильность установки ремня, сняв лишь кожух ГРМ и вывернув свечи.
Приспособление с индикатором позволяет определить верхнюю мертвую точку (ВМТ). Штырь опускаем до упора в поршень первого цилиндра и, включив высшую передачу, вращаем вывешенное колесо, пока не найдем ВМТ. Метки на зубчатых шкивах распредвалов обязаны занять установочные положения. Если так не получилось, то старый ремень был надет с ошибками. В этом случае снимаем его и, приведя шкивы в правильные положения, фиксируем распредвалы и коленвал. Если же метки встали на свои места, то все валы сразу фиксируем, после чего снимаем шкив привода генератора и старый ремень с роликами.