Податливая опора
Шина, несмотря на врожденную податливость, – один из столпов безопасности движения. Неспроста состоянию колес уделяют особое внимание при техосмотре. По некоторым данным, тяжесть последствий ДТП по их вине вдвое превышает тот же показатель в авариях, связанных с отказами тормозов!
КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА
Размер и конструкцию шины принято обозначать на ее боковине. Чего там только не понаписано! Ключевая строка выглядит приблизительно так: 195/65R15 82Н. 195 – это ширина профиля в мм, 65 – отношение высоты профиля к ширине (в %), R – не радиус и не диаметр, а конструкция шины (буква R означает радиальную, ее отсутствие – диагональную), 15 – посадочный диаметр в дюймах. Однако того, что покрышка по размеру подходит штатному диску, недостаточно. Ведь она постоянно несет свою долю массы авто, а в движении вращается с сумасшедшей скоростью. Коды допуска зашифрованы в двух последних цифрах: 82 – индекс грузоподъемности и Н – индекс скорости. Разумеется, и буквам, и цифрам соответствуют определенные величины, размер которых можно отыскать в справочнике. Но обычному потребителю в дебри лезть не обязательно. Важно, чтобы упомянутая надпись соответствовала эксплуатационной документации на авто – именно этого (п. 4.5.4 ГОСТ) потребуют на техосмотре.
ЛИЦОМ ВНИЗ
Сверх того, служители ПИКа поинтересуются глубиной рисунка протектора (п. 4.5.1 ГОСТ). Проще всего это сделать по индикаторам (см. фото): при равномерном износе достаточно появления одного, а при неравномерном – двух в диаметрально противоположных сечениях, и о заветном талончике можно забыть. В иных случаях пользуются шаблонами и линейками – глубину рисунка измеряют на прямоугольном участке шириной не более половины ширины беговой дорожки протектора и длиной, равной 1/6 длины окружности шины. Само собой, из возможных участков проверяющие предпочтут самый изношенный. Если же протектор шин вашего авто имеет сплошное ребро по центру, высоту измерят по краям этого ребра.
Бессмысленно приезжать на ТО с шинами, если из-за их повреждения (пробой, вздутие, порез) обнажился корд (не говоря уже об отслоении протектора). Но и бежать в магазин за новой покрышкой сразу не обязательно. Обратитесь прежде в шиномонтаж – в большинстве случаев там помогут. Фатальными могут оказаться пробои диаметром более 6 мм и повреждения «мертвой зоны» – полосы боковины, простирающейся на 40 мм от основания борта.
Также не лечится так называемый кольцевой излом каркаса – следствие езды на спущенном колесе. Визуально дефект легко обнаружить по темной полосе на боковине шины. В народе такую покрышку именуют «прожеванной». Частный случай – местный разрыв нитей корда на боковине (всем известная «грыжа») ничем не лучше – всякая брешь в силовой структуре недопустима.
НА ХОД НОГИ
Увы, но и соблюдение упомянутых правил еще не гарантирует безопасности движения. Автомобилист в подавляющем большинстве небогат, но смекалист – шин на ветер не бросает. Наваркой нынче нечасто балуются (хотя ГОСТ ее допускает), но в остальном самодеятельность не знает границ. Стандарт, как может, обороняется. Так, п. 4.5.9 запрещает установку на одну ось разных (по конструкции, модели, рисунку протектора и т.д.) покрышек, а шипованные шины требует устанавливать только комплектом. На этом «шинные» полномочия контролеров ПИКа заканчиваются (см. также ЗР, 2007, № 4, с. 324). Остальное – в руках автовладельца.
Конечно, покрышку в покрышку, как во времена глобального дефицита, сегодня никто не вкладывает. А вот камеру в порванную бескамерную шину – сколько угодно. Беда в том, что тонкостенное резиновое изделие способно лишь удерживать воздух и на серьезные нагрузки не рассчитано. И когда поврежденная покрышка, наконец, лопнет (разумеется, на ходу), камера положения не спасет.
Столь же опасно пренебрегать контролем давления. Но если для отдельно взятой покрышки несоблюдение нормы обернется в основном сокращением срока службы, то в комплексе разнобой может серьезно повлиять на управляемость авто. Не зря гоночные инженеры спортивных команд не расстаются с манометром!
А еще шина хранит много полезной информации. По ней можно судить о настройках и состоянии сопряженных деталей и даже... о характере владельца! Так что почаще посматривайте на протектор – возможно, именно так в глазах автомобиля выглядит ваш портрет.
При подготовке материала использованы следующие нормативные документы: ГОСТ P51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», ГОСТ Р51893-2002 «Шины пневматические. Общие технические требования безопасности».
Безопасная шина не позволит автомобилю сбиться с пути, указанного водителем.