Восходящая мода
MAZDA 3
Европейская премьера 2003 года; рестайлинг – 2006-й. Предлагается с кузовом седан или хэтчбек.
Двигатели: бензиновые 1,4–2,3 л (80–260 л.с.), дизельный 1,6 л (109 л.с.). В Россию поставляется с бензиновыми моторами 1,6–2,3 л (модификация MPS).
Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические (2,0 л), 4-ступенчатый «автомат».
Комплектации: Base, Touring, Sport.
Цена в России: $17 600–28 220.
HONDA CIVIC
Премьера 2005 года. Варианты кузова – седан, хэтчбек.
Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (83–200 л.с.), гибридный 1,3 л (95 л.с.), дизельный 2,2 л (140 л.с.). В Россию поставляются автомобили только с двигателем 1,8 л.
Коробки передач: 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатый «автомат».
Комплектации: Comfort, Executive.
Цена в России: $20 200–25 100.
TOYOTA COROLLA
Премьера 2006 года; продажи в России – с февраля 2007-го. Кузов – только седан (хэтчбек предлагают под именем «Аурис»).
Двигатели: бензиновые 1,4, 1,6 л (97–124 л.с.), дизельные 1,4–2,2 л (90– 177 л.с.). В Россию поставляют машины только с бензиновыми моторами.
Коробки передач: механические 5- и
6-ступенчатые (дизель), автоматизированная 5-ступенчатая.
Комплектации: Comfort, Elegance, Prestige.
Цена в России: $18 600–24 600.
ВСЕГДА ЖИВАЯ
Обновленная в конце прошлого года «Мазда-3» не сильно изменилась – бамперы, решетка радиатора, противотуманные фары, колесные диски. Внутри – модернизированные сиденья, модные белые приборы. Улучшена звукоизоляция; впрочем, она все же не вывела «Мазду» на чемпионскую позицию по комфорту. Конечно, общий шум заметно снизился, исчезли самые резкие и неприятные раздражители, но на фоне безукоризненно молчаливых «Тойоты» и «Хонды» машина не выглядит тихоней.
Это вполне совпадает с характером автомобиля. Сочетание скромного 105-сильного мотора с четырехступенчатым гидромеханическим «автоматом» вроде бы не настраивает на активную езду. Однако на деле «Мазда» демонстрирует бойцовские качества! Коробка передач с модным ручным режимом едва ли принадлежит к последнему поколению, но в сочетании с живым мотором не оставляет равнодушным. Передачи включаются быстро и без колебаний, гидротрансформатор уверенно множит скромный крутящий момент на малых оборотах, позволяя двигателю шустро раскручиваться, а из-за «короткой» главной пары кажется, что автомобиль мощнее. Иллюзия рассеивается, когда пытаешься угнаться за «Хондой» – после 120 км/ч преимущество в 35 л.с. неоспоримо.
Чудес не бывает, за живой характер надо чем-то платить. В случае «Мазды» – расходом бензина. Средний за тест составил 8,97 л/100 км, что на литр больше, чем у «Тойоты», и на 1,7 л, чем у «Хонды».
«Мазда» уверенно держится в повороте на любых покрытиях, демонстрирует вполне приемлемую для наших условий энергоемкость подвески. Но… На реальном подмосковном шоссе все выглядит иначе, за пару часов «Мазда» способна основательно утомить. Автомобиль очень чувствителен к колеям, а острый руль не только снабжает водителя необходимой информацией от колес, но и вынуждает постоянно подруливать на неровностях. Не любит «Мазда» и бокового ветра, особенно резких порывов, например, при разъезде с грузовиками. Гиперактивность машины располагает только при первом знакомстве, а при длительном общении вызывает нарекания. Все-таки это обычный седан, а не амбициозный спортивный автомобиль, несмотря даже на рельефное сиденье, чье удобство в полной мере ощутит только худощавый водитель.
У седанов другие ценности – просторное заднее сиденье, большой багажник и комфорт. Если с последним у «Мазды» относительный порядок, то сзади тесновато не только рослым пассажирам, но и людям скромной комплекции. Среднему мешает развитый трансмиссионный тоннель, боковым – сильно наклоненные стойки кузова. В этой номинации «трешка» явно проигрывает более вместительным «Сивику» и «Королле». Багажник на удивление просторен, но проем – маленький. Отсек отличается рекордной высотой благодаря компактной «докатке».
Новая интегрированная аудиосистема «Мазды» понимает сжатые форматы записи MP3 и WMA и оснащена жестким диском на 20 гигабайт, куда можно записывать композиции как с CD, так и с радиоэфира. Столь редкая (пока!) возможность обойдется в дополнительные 1050 долларов.
САМ СЕБЕ «СИВИК»
Необычный дизайн, просторный салон, мощный двигатель, отличная динамика – таков новый «Сивик». По разгону и «максималке» в нашей троице ему нет равных. Как и по милому тембру двигателя на высоких оборотах. А еще он чертовски экономичен за городом – легко и непринужденно «сделал» «Короллу» на целых 0,7 л/100 км. И это с полноценной гидромеханической трансмиссией вместо «тойотовского» робота, на зимних шинах и с объемом двигателя… на стакан больше.
У коробки «Сивика» нет ручного режима, но это нисколько не мешает. Сочетание мощного и тяговитого двигателя с шустрым, но комфортным «автоматом» не вызывает желания вмешиваться. За резким нажатием на педаль газа моментально следует толчок в поясницу. Лучше всего «Сивик» ведет себя на шоссе – но только хорошем. «Хонда» комфортна на мелких неровностях, однако проезд любой заметной ямки сопровождается неожиданно громкими жалобами подвески. Запас энергоемкости очень мал – короткая волна на скорости 100 км/ч, и опять грохот ограничителей хода. А ведь в салоне всего двое… Зато «Сивик» абсолютно равнодушен к колейности и боковому ветру. Удачная характеристика электрического усилителя руля позволяет точно и без лишних движений контролировать траекторию. В напряженных поворотах «Сивик» может слегка испугать неопытного водителя – при сбросе газа на дуге автомобиль склонен к заносу. Впрочем, стабилизируется сам, даже без участия электроники.
Спереди в «Хонде» удивительно просторно. На первый взгляд, «Сивик» и сзади самый вместительный, но большое расстояние между первым и вторым рядом не равноценно удобству. Автомобиль заметно у’же «Короллы», а подушка заднего сиденья слишком низкая даже для пассажиров среднего роста. К сожалению, водительское кресло тоже не столь удобно, как казалось, – проваленная поясничная часть дала о себе знать всего через полчаса. Регулировка подпора явно не помешает! У оригинальной панели приборов, наверняка, найдутся и поклонники, и хулители. С точки зрения «чистого искусства» безусловно – находка, но попытка держать в поле зрения дорогу, спидометр и тахометр превращается в пытку.
Багажник широкий, просторный и… мелкий. Конечно, под полом полноразмерное запасное колесо, но у конкурентов места гораздо больше.
КЛАСС В КЛАССЕ
Новая «Королла» выглядит младшей сестрой «Кэмри». Даже в самом нижнем положении кресла водитель сидит выше, чем в «Хонде» или «Мазде». Это не только улучшает обзор, но и позволяет экономно использовать длину салона. В результате при самой короткой базе рослый человек с комфортом размещается сам за собой. Несмотря на то что под полом полноценная запаска 205/55R16, багажник велик.
Высокое сиденье «Короллы» выглядит простовато, но удобно для водителя небольшого или среднего роста. Крупному подушка маловата. Дорогая комплектация подразумевает датчик дождя и самозатемняющееся электрохромное внутреннее зеркало. Аудиосистема даже в версии «Комфорт» читает MP3- и WMA-файлы.
Главное отличие нашего автомобиля – автоматизированная коробка передач Multi-mode: обычная механическая коробка с автоматическим управлением. Педалей у машины две, а селектор похож на тот, что у гидромеханических «автоматов». Преимущества такого решения теоретически в меньшем расходе топлива (особенно в городе) и невысокой стоимости. За городом «короткие» передачи «Короллы» перечеркнули экономию. Ощущения от езды с автоматизированной коробкой совсем иные, нежели с обычной гидромеханикой. Частые переключения отдаются неприятными «зависаниями» и рывками при разгоне. Конкуренции с классическим «автоматом» Multi-mode не выдерживает, хотя в сравнении с другими подобными агрегатами отнюдь не плох. Предусмотрен ручной режим, при котором передачи выбираешь подрулевыми рычагами или селектором на полу. Перепробовав все варианты, постановили: наиболее комфортный – «полуавтоматический», когда водитель задает момент переключения коротким отпусканием педали газа.
Вообще «Королла» сделана, чтобы как можно меньше раздражать. Разбитые весенние дороги, кажется, подлатали. Подвеска бесшумно справляется с такими ямами, что страшно за колеса! Платой служит изрядная раскачка на неровностях. Электрический усилитель руля – прямая противоположность «Сивику». Он задемпфирован настолько, что кажется, будто между ним и колесами вообще нет механической связи. Хотя реактивное действие в повороте штурвал выдает исправно и пропорционально. Синтетическая обратная связь и у педали тормоза – дозировать усилие, чтобы остановиться ровно у заданной точки, без привычки трудно.
ДОГОНЯТЬ И ЖДАТЬ
Выбирать «Мазду-3» все же лучше с ручной коробкой передач: такая и резвее, и экономичнее, и дешевле. «Сивик», напротив, хорош с «автоматом»: ни в динамике, ни в скорости обделенным себя не почувствуете. Впрочем, теперь автоматическая коробка доступна лишь в комплектации Executive. «Тойота» идет собственным путем. Отказ от гидромеханической трансмиссии в пользу «роботизированной» наверняка выгоден производителю, но для комфортной езды – не лучшее решение. Хорошие задатки нового 1,6-литрового мотора лучше раскрывать с обычной механической коробкой.
Прикинули? Не торопитесь! Любую из этих машин придется ждать – они все в моде. И порой непонятно, кто кого выбирает: покупатель ищет автомобиль или машина своего хозяина?
Анатолий Фомин: «Основным приоритетом в этом классе остается удобство эксплуатации, а не выдающиеся ходовые качества. Потому лидерство «Тойоты» обоснованно».
MAZDA 3 – несмотря на «автомат», очень живой и активный автомобиль с тесноватым салоном, но просторным багажником. Яркая внешность – в стандартной комплектации.
Общая оценка 7,6
+ Изящество, доступная цена в базовой комплектации, большой выбор дополнительного оборудования, активный характер.
- Тесное заднее сиденье, малый проем багажника, чувствительность к продольным неровностям и боковому ветру, «докатка» вместо запаски.
HONDA CIVIC – образец современной механики; выдающийся двигатель! Не очень практичен, но быстр и экономичен. Любит хорошие дороги… точнее, не выносит плохих.
Общая оценка 7,6
+ Отличная динамика, эффективные тормоза, низкий расход топлива, просторный спереди салон, хорошая устойчивость на высоких скоростях.
- Ограниченное предложение, мало вариантов комплектации, небольшой багажник, слабая энергоемкость подвески.
TOYOTA COROLLA – все солидно и добротно. Не ждите чудес в ездовых дисциплинах, зато машина порадует комфортом и практичностью.
Общая оценка 8,1
+ Хорошая обзорность, низкий уровень шума, комфортная подвеска, большой багажник, русифицированное меню.
- Некомфортное переключение «автомата», неудобное управление динамикой, неинформативная педаль тормоза.