Дуэль с малыми средствами
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Архибыстрые темпы роста дилерской сети FIAT на территории Российской Федерации – заслуга не только энергичных менеджеров компании «Север-сталь-авто», но и той продукции, которая через эту сеть отпускается. Населением сейчас востребованы недорогие, практичные и вместительные автомобили, и в модельной гамме FIAT таковой появился. Называется он Albea и производится в Набережных Челнах на Заводе микролитражных автомобилей. То есть Albea можно смело считать отечественным автомобилем, что в глазах отечественного же потребителя еще сильнее сближает эту модель FIAT с производимым в Москве Renault Logan. В основе Albea лежит не самая свежая платформа «всемирного автомобиля» FIAT Palio, чьи клоны бороздят просторы почти всех имеющихся на Земле континентов. Albea – один из таких клонов, только сильно улучшенный и модифицированный. По словам представителей «Северсталь-авто», за годы мировой эксплуатации в конструкции автомобиля были выявлены и устранены решительно все недостатки, и теперь Albea просто не способна принести своему владельцу ничего, кроме радости и удовольствия. Начинается такое удовольствие от 12 160 долларов – именно столько стоит Albea 1.4 в самой простой комплектации Base, включающей «прожиточный минимум» из подушки безопасности для водителя, центрального замка, иммобилайзера, бортового компьютера, гидроусилителя руля, регулируемой рулевой колонки и проводов под аудиосистему.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]«Голый» Logan 1.4 Authentique почти на две с половиной тысячи дешевле ($9699), но список стандартного оборудования здесь можно пересчитать по пальцам одной руки, а не двух, как у Albea: подушка безопасности – 1 шт., иммобилайзер – 1 шт., защита картера двигателя – 1 шт. Если обоим народным автомобилям попытаться придать легкий буржуазный налет (кондиционер, противотуманные фары, электро приводы передних стеклоподъемников и наружных зеркал заднего вида), то цена Albea вырастет до $13 590, а Logan по-прежнему будет чуть доступнее - 12 999, причем за эти деньги вы получаете автомобиль с более мощным 1,6-литровым двигателем. Забегая вперед, скажем – преимущество в мощности 1,6-литрового Logan над 1,4-литровой Albea на практике оказалось, мягко говоря, незначительным.
Впрочем, покупают такие автомобили не для стрит-рейсинга, а для будничной «пахоты», выходных поездок на пикники, дачи и бытовых грузоперевозок. Словом, Albea и Logan – трудяги, а не средство самовыражения. Версии с АКП отсутствуют как класс, оборудование лишь самое-самое необходимое. Это вполне понятно, значительная часть таких машин берется населением в кредит, и лишнее оборудование ложится тяжким бременем на семейный бюджет в виде процентов по банковскому займу. Поэтому лишнего оборудования на эти машины не ставят даже за доплату. ESP? Забудьте! Парковочный радар? Не смешите! Спасибо, что можно хотя бы заказать версию с кондиционером. Стоя в пробке в 30-градусную жару, считать кондиционер излишеством – верх мазохизма даже при очень скромной зарплате.
В городе
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption][caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Старенький 8-клапанный двигатель FIAT Albea мощностью 77 л.с. легко даст фору иным, более современным и мощным агрегатам. Динамика разгона на всех передачах превосходит самые смелые ожидания и провоцирует водителя на активную езду. Подливают масла в огонь четкие переключения передач и удобный педальный узел. Сцепление не требует привыкания, позволяя уверенно и без рывков трогаться в горку. Хороши и тормоза, хотя тестовый автомобиль в средней комплектации Classic не был оснащен ABS, что в зимних условиях потребует от водителя определенной «тормозной» квалификации. На асфальте же Albea тормозит уверенно и предсказуемо, усилие на педали невелико, а информативность отменная.
Все версии FIAT Albea оснащены гидроусилителем рулевого управления, что, с одной стороны, облегчает парковку, а с другой, несколько снижает обратную связь: некоторым водителям руль может показаться слишком «пустым», особенно на фоне прецизионного рулевого механизма Renault Logan. Но назвать рулевое управление Albea неточным нельзя – заданной траектории ав- томобиль придерживается добросовестно.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption][caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]По энергоемкости подвески FIAT Albea не уступает заслуженному «кочкоглотателю» Renault яogan. «Лежачих полицейских» можно преодолевать на скорости, а не ползком, большой дорожный просвет этому только способствует. Обзорность Albea можно было бы назвать хорошей, если бы не доставшаяся в наследство от Palio левая передняя стойка, скрывающая за собой ценный кусок дорожной информации. Это, пожалуй, единственный недостаток, который устранить в процессе превращения Palio в Albea нельзя было при всем желании – изменение силовой структуры кузова равносильно созданию нового автомобиля. Но вот сделать более удобным внутрисалонное зеркало заднего вида никто не мешал: оно очень маленькое и не охватывает всей панорамы в заднем стекле.
В Renault Logan внутрисалонное зеркало также страдает дистрофией, владелец сразу после покупки задумается о приобретении более информативного зеркальца. В остальном же обзорность в Logan замечательная, спасибо широко расставленным и тонким передним стойкам. Большая мощность вопреки ожиданиям не дает Logan ощутимого преимущества над соперником в разгонной динамике, а по субъективным ощущениям, то есть по удобству разгона, Logan кажется менее динамичным автомобилем, чем Albea, – сказываются не самый удачный подбор передаточных чисел в трансмиссии и неудобное сцепление. В «нашем» автомобиле сцепление отрегулировано плохо, «хватает» лишь в самом верху. Поэтому точно дозировать усилие на педали не всегда получается, и при троганьи с места, особенно в горку, возможны рывки.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]В качестве компенсации за сцепление Logan предлагает образцовую четкость включения передач и точное, информативное рулевое управление. Гидроусилитель – только за доплату, но надобность в нем возникнет разве что у совсем уж хрупких барышень. ABS тоже опция, стоит целых $680, однако в эту цену «нагрузкой» входит подушка безопасности для переднего пассажира. О подвеске Logan многие уже, наверное, наслышаны: она действительно непробиваемая и прекрасно подходит для наших дорог, но и Albea, как оказалось, не хуже приспособлена к «бездорожью и разгильдяйству». В итоге за городскую езду у соперников паритет по очкам: у Albea чуть лучше сиденья, у Logan чуть лучше обзорность. Что считать большим преимуществом, решайте сами.
За городом
Регулярные рейсы дом – дача/дача – дом с максимально допустимой нагрузкой для этих машин – обычное дело. В загруженном состоянии оба автомобиля заметно проседают, но исправно тянут на себе сельхозпродукцию и трудовой коллектив. Хорош для машин этого класса и виброакустический комфорт: шум, конечно, есть и от ветра, и от двигателя, и от шин, но он вполне терпимый, разговаривать можно не повышая голоса.
В нагруженном состоянии чуть лучше «выглядит» Logan: с 425 кг на борту его преимущество в мощности и крутящем моменте обретает полную силу, позволяя уверенно держаться в потоке.
Получше у французской машины и курсовая устойчивость, на длительных перегонах водитель под плавные покачивания кузова рискует уснуть за рулем, так как подруливающих действий от него практически не требуется.
Съезжать с асфальта на грунтовую дорогу спокойнее на Logan: защита картера двигателя здесь ставится на конвейере, и риск неудачно «сесть на мель» невелик, да и грязи в моторный отсек проникает меньше. На FIAT Albea защиту двигателя придется ставить за доплату (порядка 4000 рублей). В шоссейных режимах Albea резва и весела в порожнем состоянии, но теряет энтузиазм, набрав полную массу.На высокой скорости машина слегка плавает по трассе, требуя корректировок рулем, а поскольку руль сам по себе пустоват, то контролировать траекторию приходится исключительно на глаз, что утомляет водителя. Поэтому в дальнюю поездку предпочтительнее отправляться на Renault Logan.
Устойчивость и управляемость
Электронные системы стабилизации для бюджетных автомобилей недоступны в принципе. К счастью, уровень настройки шасси обоих автомобилей высокий, но не одинаковый: если характеристики подвески и настройки тормозов соперников похожи как две капли воды, то степень взаимопонимания между водителем и машиной выше в Renault Logan. Для по-настоящему быстрой езды рулевому управлению Albea не хватает обратной связи, что в сочетании с меньшим передаточным числом механизма делает машину немного нервной. Или азартной? Смотря как оценивать. Подобная острота в сочетании с задорным мотором наверняка понравится активным водителям, но с точки зрения активной же безопасности лучше все-таки Logan. Да, он не такой интересный/заводной/зажигательный, но более точный и
предсказуемый – он победитель в данной номинации.
Эргономика и комфорт
В недорогих автомобилях разговор о комфорте обретает особую актуальность: производитель стремится сэкономить на всем, чем можно, и даже порой на чем нельзя. Например, как мы уже говорили, не стоят копеечной экономии куцые внутрисалонные зеркала заднего вида обеих машин. В них ничего толком не видно, поэтому в целях экономии можно было от этих зеркал вообще отказаться и предлагать нормальные в виде опции.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption][caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Удобную посадку за рулем легче подобрать в FIAT Albea: производитель счел неоправданным экономить на регулировке рулевой колонки по высоте, за что ему отдельное спасибо – за пухлый руль Albea удобно держаться водителю любого роста. Хороши и передние кресла с развитой боковой поддержкой. А вот пластик передней панели совсем дешевенький, да и сборка кое-где хромает. Например, крышка перчаточного ящика топорщится, и это, как уверяли нас в автосалоне, не дефект конкретного автомобиля, а обычное явление. Зато у Albea в отличие от соперника нет явных эргономических проколов и нетрадиционных решений: все рычажки и кнопки находятся на привычных местах и не требуют привыкания.
Работу климатической установки FIAT можно оценить только как удовлетворительную: кондиционер эффективно охлаждает воздух, только когда автомобиль движется на скорости более 40 км/ч. Летом в пробках он гонит в салон лишь слегка прохладный воздух. Но это все равно лучше, чем принимать баню в одежде.
На заднем сиденье Albea немного теснее, чем в Logan, но уютнее: профилированные спинка и сидушка заключают пассажиров в нежные объятия, намекая на долгое романтическое путешествие. Хватает места и ногам, но без излишеств – путешествовать все равно придется эконом-классом.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Renault Logan предлагает пассажирам больше места во всех направлениях, но романтики здесь нет никакой, разве что вокзальная: сиденье плоское и жесткое, как скамейки в залах ожидания и пригородных электричках. В крутых поворотах пассажиры болтаются из стороны в сторону, судорожно хватаясь за потолочные поручни. Сиденье водителя более рельефное, но тоже не шедевр: спинка в поворотах держит неважно, а подушка даже приблизительно не повторяет профиль той части тела, которая на нее опирается.
Руль Logan тонковат в сечении и не регулируется по высоте даже за деньги. В результате у высоких водителей он лежит на коленях и перекрывает верхнюю часть щитка приборов. Приноровиться, конечно, можно, но не лучше ли было регулировку руля по высоте предусмотреть хотя бы в виде опции?
В сочетании с нерегулируемым рулем и нерегулируемым по высоте сиденьем орудовать неудобным сцеплением вдвойне тяжело, а изменить геометрию посадки невозможно. В топовых комплектациях Privilege и Prestige в распоряжении пилота хотя бы появляется возможность отрегулировать кресло по высоте, что уже позволяет превратить посадку из мучительной в приемлемую. На этом французские эргономические «изыски» не заканчиваются.
Версия Prestige, оснащенная электроприводами всех стеклоподъемников и наружных зеркал заднего вида, «порадует» месторасположением кнопок, этими приводами управляющих. И если с кнопками передних стеклоподъемников на центральной консоли еще можно мириться, то, чтобы воспользоваться задними, придется сделать движение правой рукой в стиле маэстро Гудини – соответствующие кнопки расположены на центральном тоннеле у ног сидящих сзади пассажиров. Интересно расположен и мини-джойстик, управляющий зеркалами: он тоже «живет» на центральном тоннеле, но в чуть более доступном месте – у подножия рычага переключения передач. А еще есть «гудок», спрятанный в левый подрулевой рычажок.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Чего у Logan не отнять, так это больших и красивых приборов. Они совсем не выглядят бюджетными в отличие от салонного пластика. Он не лучше и не хуже, чем в Albea, но текстурная серебристая вставка на центральной консоли немного скрадывает ощущение дешевого автомобиля.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]В отличие от Albea салон Logan можно наполнить музыкой, установив за $320 CD/MP3-аудиосистему Blaupunkt (или за $280, но без поддержки формата MP3). Звучит аудиосистема на удивление неплохо, у нее хороший запас по громкости и вполне адекватное воспроизведение низких и высоких частот.
Кондиционер Logan работает лучше, чем у Albea: даже при 35-градусной жаре в стоящем на месте автомобиле он умудряется поддерживать в салоне комфортную температуру. Но, несмотря на это, победу в номинации «Комфорт» все-таки получает Albea: все четыре места здесь удобнее, чем у соперника, а посадка за рулем не заставит никого страдать и привыкать к необычному расположению обычных органов управления.
Практичность и удобство
Оба автомобиля, на радость трудящимся, в состоянии осилить и ходку в гипермаркет, и тещин багаж, и недельную порцию урожая. Объем багажника Renault logan эквивалентен 510 VDA-литрам, а товарохранилище Albea вмещает даже на пять «немецких измерительных кирпичей» больше. Но для перевозки матрасов, грабель и гладкоствольных охотничьих ружей, разумеется, необходимо багажник раздвинуть в длину, сложив спинку заднего сиденья. На автомобиле FIAT Albea это можно
сделать, только если он произведен на заводе в комплектации Classic и Comfort, у самой дешевой версии Base сиденье не складывается.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]В Renault Logan на первый взгляд пассажирское сиденье не складывается в принципе – потенциальный расширительный проем за спинкой перекрыт мощной стальной поперечиной. Однако, если приглядеться повнимательнее, можно заметить, что поперечина эта не приварена к кузову, а прикручена четырьмя болтами. Болты, стало быть, можно открутить, поперечину изъять, затем отковырять спинку сиденья и получить-таки наконец желанное удлинение багажника. Только как-то все уж больно сложно, да и поперечину разработчики не для красоты за сиденьем ставили, она – часть силовой структуры, и без нее кузов становится уже не таким «несущим», не дай бог, начнет «гулять» на неровностях.
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption][caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Багажник FIAT понятнее и проще, заднее сиденье складывается без инструмента, да еще и в соотношении 2:3 – достаточно потянуть за два крохотных тряпичных язычка за спинкой. За язычками, правда, нужен глаз да глаз, они имеют свойство проваливаться в прорези, и выковыривать их оттуда придется пинцетом или отверткой либо лезть в багажник и изнутри пальцами разблокировать замки. А что вы хотели? Бюджетный автомобиль – на пластиковых защелках разработчики решили сэкономить. Но это все равно лучше, чем малые слесарные работы по трансформации багажника Renault, так что Albea выигрывает этот раунд.
Выводы
[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]По совокупности потребительских качеств соперники оказались очень близки друг к другу – при паритете цен можно было бы смело констатировать ничью. Но паритета цен нет, Logan объективно дешевле, к тому же у него больше базовых модификаций, два двигателя на выбор, внушительный список опций и менее кусачие цены на ТО. При ограниченных средствах Renault Logan – лучшее решение.