Четвертьмильными шагами
ДОНСКАЯ ВОЛЬНИЦА
Первый этап открытого первенства Южного федерального округа по дрег-рейсингу прошел в Батайске, недалеко от Ростова-на-Дону. Взлетная полоса местного военного аэродрома вот уже несколько лет – традиционное место встреч поклонников динамичных заездов на четверть мили. Причем это отнюдь не стихийное мероприятие. У многоэтапной серии есть учредитель – УЛАМТ «Лидер», который арендует трассу, обеспечивает безопасность, выставляет судейскую бригаду, публикует правила, регламент, результаты каждой гонки. Во многом благодаря стараниям организаторов на соревнования приезжают участники и зрители из Краснодарского края и Ставрополья, Осетии, Ростовской, Воронежской, Волгоградской областей, бывают и столичные гости. Южане не одиноки – подобная популярная серия есть, например, в Красноярске!
Чем же привлекают любительские соревнования, ради участия в которых порой приходится преодолеть не одну тысячу верст? Хотя бы тем, что это тот самый, почти забытый чиновниками, массовый автоспорт, который может стать первым шагом для тех, кто грезит большими гонками. Здесь не нужно лицензии, специальной экипировки и огромных бюджетов на сезон. Конечно, в дрег-рейсинге от водителя требуется меньше мастерства, чем в раскрученных дисциплинах вроде ралли или «кольца». Зато какой простор для полета инженерной мысли! Турбонаддув, впрыск закиси азота, высокофорсированные моторы – все для максимально быстрого прохождения четырехсот метров. Российский дрег-рейсинг давно уже вырос из стихийных ночных покатушек на броских автомобилях, приправленных алкоголем и женскими восторгами. Фактически это кубок конструкторов с ограничениями лишь по безопасности. Недаром самые продвинутые аппараты уже не способны передвигаться по обычным дорогам своим ходом – их доставляют к месту старта на автовозах. Итак, с одной стороны – серьезно, с другой – понятно даже неискушенному в автоспорте зрителю.
КУБОК, КОТОРОГО НЕТ
А что Москва? В столице нелегальные гонки попали в сферу внимания Российской автомобильной федерации (РАФ) и им попытались придать статус Кубка России. Отличное начинание, которое очень быстро привело к тому, что соревнования… с треском провалились. Причины разные, но в первую очередь – несовершенство технического регламента. Упрощенная схема из четырех классов с делением по приведенному рабочему объему двигателя и требования к «серийности» дрегстера убили всякое желание вкладывать силы и средства в создание уникальных рекордных болидов. Первая попытка упорядочить соревнования «из центра» ни к чему не привела – в современном календаре РАФ дрег-рейсинг не фигурирует.
В этом году ситуация может измениться. Крупнейшие столичные клубы объединились в МСА (Молодежный союз автолюбителей) под патронажем РАФ, в Тушине построена трасса, на 5 мая было запланировано открытие официального сезона. Впрочем, всего за пару недель до старта в открытом доступе нельзя было получить даже техтребования! С таким подходом ждать участников, вкладывающих немалые деньги в создание дрегстеров, весьма наивно. Высокого покровительства РАФ и энтузиазма все еще недостаточно, чтобы решить, кому и на каких условиях откроется дорога к подиуму официального Кубка страны по дрег-рейсингу. Откровенно говоря, надежды поклонников этого вида спорта по-прежнему связаны с инициативой на местах. Тем более что на провинцию чиновники давно уже махнули рукой. В регламенте 2004 года издания есть весьма любопытная табличка под названием «номенклатура соревнований по дрег-рейсингу». Там, где речь идет о зачетных группах автомобилей для состязаний в федеральных округах Российской Федерации, написано черным по белому – «на усмотрение организаторов». Думаю, комментарии здесь излишни.