Хроника одного угона
Эта история началась хмурым зимним утром... Нет, все-таки поздним вечером, когда я не нашел свободного места на тесной придомовой парковке. В маленький гараж «УАЗ-Патриот» влезать никак не хотел, поэтому был отправлен ночевать в соседний двор, где посвободней. Знал бы, чем все это кончится, отогнал на платную стоянку, пусть и за тридевять земель. А так наутро...
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
В 8.30 машины на месте не оказалось. Странное чувство – поначалу в плохое не слишком верится. Вспоминаешь, не оставил ли автомобиль в другом месте, не бросил ли на стоянке возле работы, потом обходишь окрестные закоулки… И только осознав, что же произошло, начинаешь действовать.
В 8.50 позвонил в районный ОВД, продиктовал данные машины, контактный телефон и остался на месте предполагаемого преступления ожидать милицию.
В 9.10 появилась бело-синяя «шестерка», сержант снова записал номера машины и убыл, строго наказав ждать дальше.
В 11.00 ждать надоело – снова позвонил в ОВД. Повторный звонок оказался действенным, через четверть часа прибыл полосатый «Соболь». Милиционеры, осмотрев место происшествия и извинившись за задержку, доставили пострадавшего в цитадель охраны порядка.
В 11.30 прибыл в кабинет оперуполномоченного и началась милицейская рутина: составление схемы, особые признаки автомобиля, документы, подписи… попутно опер развлекал «терпилу» рассказами о частых угонах и, увы, не столь частых находках.
В 12.00 перебрался из кабинета оперативника в комнату следователя. Серьезный молодой человек в синем прокурорском мундире долго задавал разные странные вопросы...
В 13.00, получив у дежурного талон, что, мол, «...такой-то обращался...», покинул милицию и позвонил в страховую компанию. Там отреагировали четко, обязав в течение трех дней доставить все документы по списку, который тут же продиктовали. Ничего необычного, стоит лишь помнить, что с вас потребуют не только полис, но и документ о его оплате, а также все комплекты ключей от машины и брелоков от сигнализации. Понадобится и тот самый талончик из милиции. В нашем случае пришлось делать доверенности на оформление документов в УВД и страховой – ведь машина была зарегистрирована на юридическое лицо.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Прошел в сборе бумажек.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Документы, ключи и брелоки доставлены в страховую компанию. Получен запрос в ОВД о подтверждении возбуждения уголовного дела.
СПУСТЯ НЕДЕЛЮ
Еду в родное УВД, нахожу следователя и получаю документ, подтверждающий, что дело по данному факту заведено.
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ
Опять в страховую, отдать бумагу и услышать, что теперь нас будут проверять…
ПРОШЛО ЕЩЕ ПОЛТОРА МЕСЯЦА
После нескольких звонков в страховую компанию наконец узнали, что в злом умысле и мошенничестве нас не заподозрили и теперь будут рассчитывать сумму страховой выплаты.
ЕЩЕ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ
Вроде все! 12 тысяч долларов с хвостиком переведут на наш счет в течение месяца. Пришлось только подписать бумагу о том, что, если после выплаты денег автомобиль все же найдется, он перейдет в собственность страховой компании.
ДВА С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА ПОСЛЕ УГОНА
Уф! Все! Деньги пришли на счет. Историю, которая плохо началась, можно считать счастливо завершенной.
Мы, конечно, пережили большую нервотрепку, даже учитывая, что все прошло без лишних осложнений. Потерянное время, долгий период безлошадности...Получив деньги, купим новый автомобиль и... Снова будем гадать: угонят или нет? Гаражи нынче подороже иной машины. Стоянок тоже не всем хватает, да и расположены они так, что быстрее на метро до работы доберешься, чем пешком до парковки дойдешь. Находят похищенные авто нечасто. Значит, снова в страховую – оформлять полис КАСКО.
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ ПЛАН «ПЕРЕХВАТ»?
О том, что сотрудники МВД время от времени объявляют планы «Перехват», «Барьер» или с еще более угрожающе-звучными названиями, мы слышим регулярно. А результат? Одну из причин, почему же преступникам удается безнаказанно миновать все посты, раскрывает начальник УГИБДД Московской области Сергей СЕРГЕЕВ:
– Ежедневно по горячим следам нам удается задержать до 20% похищенных автомобилей. Основная причина того, что сотрудники ГИБДД находят лишь каждую пятую машину, – в задержке информации от владельца украденного авто. Воруют ночью, а хозяин обнаруживает пропажу только с утра. Естественно, имея несколько часов форы, преступники легко успевают не только затеряться на дорогах Подмосковья (это 40 тысяч километров!), но даже покинуть территорию области. Если же информация об исчезнувшей машине дошла до службы ГИБДД, проскочить границу области на краденой машине угонщики не смогут – все «пограничные» стационарные посты ДПС оборудованы системами «Барьер» и «Поток», способными обнаружить искомый автомобиль. Так что мы советуем владельцам сообщать о том, что их авто пропало, как можно быстрее и не тратить время на сомнения.
КОММЕНТАРИЙ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»
На самом деле все далеко не так просто. Автоматизированные системы «Барьер» и «Поиск» способны контролировать с помощью электроники поток автомобилей... лишь по государственным регистрационным номерам. И только в хорошую погоду; грязные номера они затруднятся «прочитать». А если преступники успели поменять знаки? Перебили цифры на двигателе и под капотом? Ведь в этом деле работают профессионалы...
Так что вся надежда как раз не на технику, а на профессионалов розыска. На то, что информация об угоне моментально достигнет всех сотрудников ГИБДД и они тщательно обследуют все похожие автомобили, внимательно изучат документы и номера… Увы, тут как раз и возникают сомнения.
Нынешняя система абсолютно никак не стимулирует ГАИ заниматься перехватом и поисками угнанных автомобилей – как и не наказывает никого, если «птичка упорхнула». Вся работа ложится на плечи уголовного розыска, а его сотрудники и так перегружены. В результате находят в среднем не более 40% угнанных автомобилей (при том по большей части случайно – во время ТО, проверки при пересечении границы и т.д.), да и то в течение пяти лет.
Так что единственная надежда – на страховой полис.