Держаться в седле

Держаться в седле

Мотоциклетное и автомобильное подразделения БМВ регулярно устраивают для почитателей марки сборы в разных частях света. Официально – это школа повышения мастерства, а на самом деле настоящее приключение! (Об автомобильной школе см. ЗР, 2007, № 4.)

Стать ее учеником может любой, кто готов на неделю превратиться в мототуриста или кроссмена, заплатив за тур примерно 2300 евро. В цену, помимо перелета, трансфера до городка и проживания, включена аренда самого мощного в мире эндуро БМВ-HP2. Альтернатива – не менее восхитительный, но более комфортный БМВ-GS1300. Дело райдера – рулить, наслаждаться вождением и набираться впечатлений, а обслуживание, заправка, чистка байков – за механиками команды БМВ.

Поселок Арас-де-лос-Ольмос – настоящая провинциальная Испания без декораций и мишуры, присущих всем туристическим центрам. Наша база в уютной гостинице, напротив которой на площадке развернут палаточный лагерь мотошколы БМВ.

В центре, разумеется, главное учебное пособие этого тура – десяток мощных БМВ-HP2. До чего же они хороши! Высокие, легкие, изящные, несмотря на огромный оппозитный двигатель. По сути, вокруг него построен весь мотоцикл – на мощный картер навешены передняя вилка, задняя подвеска и узкая легкая ферма для седла. 105 л. с. на 175 кг! Выдающийся показатель для эндуро. А каков ход подвесок! 270 мм спереди и 250 – сзади. Впоследствии каждый из нас убедился, что это один из лучших в классе эндуро, а пока предстояло пройти курс мастерства управления этим снарядом.

На кроссовой трассе мы учились на HP2 тормозить только передним или задним колесом, пускать мотоцикл в занос и со сносом колес выходить из поворота, разворачиваться на трехметровом пятачке, заскакивать на ходу в седло. Взбирались на крутой каменистый холм, с него же стремительно съезжали. Преодолевали брод и каменистые развалы. В конце тренировки – настоящий кроссовый заезд с прыжками, поворотами в бруствер и забавными (со стороны) падениями.

Школа оказалась весьма полезной – враз выбила из нас спесь бывалых гонщиков и всех расставила по местам. Тем не менее Майкл, наш немецкий инструктор, хорошо отозвался о способностях русской команды и даже пришел к выводу, что нам будет по силам сложный маршрут.

НАЗАД ХОДА НЕТ

На главное приключение отвели три дня, три самостоятельных этапа со своими задачами и препятствиями.

Не стану описывать каждый этап, вспомню лишь отдельные участки, где мне (думаю, и всей команде) было жутковато, но удалось взять препятствие.

Вот первый. Серпантин гравийки круто уходит в гору. Можно ехать по ней, но Майкл предлагает срезать два витка по горе. Подъем небольшой, метров семь. Но первая половина – почти отвесная стена, вторая менее крутая и сразу же выезд на дорогу. Майкл на коротком участке разгоняется, выбрасывая из-под колеса камни и землю, взлетает по стене, выпрыгивает на следующую часть и вторым прыжком оказывается на дороге. Резко тормозит и разворачивается, чтобы не влететь в скалу. Двое повторяют его трюк, пусть не так лихо, но вскарабкиваются без падений. Третий слишком высоко взлетел и вместе с мотоциклом гулко бьется о землю. Ушиб плеча и пробитая крышка головки цилиндра – небольшие потери. Замена последней заняла не более 10 минут. Мне почти повезло, а то, что уже наверху я чуть-чуть завалился – не в счет! Никто не пострадал.

Потом на падения и ушибы и вовсе перестали обращать внимание. Жалко лишь крышки головок – их запас был ограничен. Пожалуй, это единственное слабое место БМВ-HP2. Впрочем, в умелых руках, таких как у Майкла, крышки не ломаются. Но для жесткой езды стоило бы поставить защитные дуги, как, например, на моделях БМВ-GS.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Еще одно испытание предстояло в горах: там выпал снег и дул ледяной ветер, способный свалить мотоцикл вместе с ездоком. Раскисшая и запорошенная дорога резко уходит вверх. Вижу, как инструктор бодро карабкается на вершину. Его байк временами подскакивает, заднее колесо гуляет по дорожке, но через несколько секунд он наверху и машет нам – пора!

Ветер, снег, холод уже не замечаешь. Впереди безумный подъем – его можно взять без падений только с одной попытки. Ширина склона позволяла подниматься нескольким мотоциклам, и мы чуть не всей командой ринулись атаковать. Первая передача, вторая, газ почти до отказа. Мотоцикл бешено скачет, но взбирается. Вдруг налетаю на припорошенный большой камень: чуть прикрыл газ – и БМВ тут же потерял ход. Пытаюсь уйти вдоль склона и вновь разогнаться, но тщетно – легкая пробуксовка на траве со снегом и мотоцикл валится набок. Хорошо, что меня не накрыл – спас оппозитный мотор. Цилиндр воткнулся в грунт и не дал аппарату кувырнуться второй раз. Тут выявилось еще одно преимущество оппозитной схемы: на цилиндре легко развернуть мотоцикл, лежащий колесами вверх по склону, даже одному человеку. А после поднять и ехать дальше.

На этом подъеме мы падали не по одному разу. Потери, однако, минимальны: сломанный рычаг сцепления и сбитый датчик положения дроссельной заслонки. Починили на месте. Удивительно живуч этот HP2.

Спуск с горы оказался еще страшнее. Кто-то вспомнил, что дома остались жена и дети и штурму предпочел 40-минутный обход. Ну а я…

На тормозах не съехать – даже с заблокированными колесами мотоцикл скользит вниз и теряет равновесие. Мотором притормаживать бесполезно – заднее колесо срывается в юз и машина уходит в занос. Способ один – сыпаться вниз с ускорением. Воткнул вторую передачу, отпустил тормоза и вниз! Страшно, но мотоцикл на высокой скорости стал удивительно устойчивым и послушным. Как спустился, не помню, но к коллегам подъехал, будто занимался этим всю жизнь.

ЗАЧЕТ

На финальном этапе Майкл приготовил экзамен. Подъем метров 500. Где заканчивается, даже не видно. Но отлично видно, где начинается. Почти отвесная стена высотой метров 30, с глубокими промоинами от стекающих потоков воды. За ней перелом, дальше более пологий подъем. Он покрыт трещинами, рыхлым грунтом и выступающими плоскими камнями. Инструктор предупредил, что ехать придется всем (в объезд не хватит топлива), будут травмы – «скорая» не приедет, сломаем мотоцикл – потащим на себе. Полный газ, вторая передача, смотреть только вперед – вот все нехитрое наставление.

Вслед за Майклом подъем атакует его российский коллега из офиса БМВ. Он здорово ездит. Но сегодня не его день – на половине пути сбросил газ и завалился на огромные валуны. Но повезло – цел наш товарищ и мотоцикл в порядке. Всей командой помогаем ему стартовать в гору и спускаемся к мотоциклам. Теперь моя очередь. Главное – набрать ход. Разгоняюсь по перпендикулярной к подъему дорожке, пускаю мотоцикл в занос и открываю газ до упора. Для HP2 эти промоины и камни не помеха, он вгрызается в грунт, выбрасывает шлейф, переставляется, но уверенно летит вверх. Не смотреть под колесо, только на самый верх участка. Тридцать метров, изгиб, прыжок, вторая передача. Газ вновь до отказа.

Я уже на полпути к цели. Миновал злополучные валуны, проскочил осыпь горной породы. Вот и финиш. Сердце тарахтит, кажется, чаще, чем мотор, зато поздравления от Майкла! Это хорошая оценка, но во многом обязан ею мотоциклу. Вот кто настоящий герой.

Расставаться с БМВ не хочется, настолько он оказался хорош в длительном марафоне. Поразительно устойчив, не валится в поворотах, уверенно выходит из них и под сброс газа, и под ускорение. Хорошо управляется в заносе и лихо выходит из него.

Особой похвалы заслужила подвеска. Энергоемкая, длинноходная, она хорошо держит машину на асфальте и справляется с ударами и прыжками на бездорожье, а регулировки позволяют настроить мотоцикл на разные трассы и под любого ездока. Словом, БМВ-HP2 удался. Это хороший эндуро. И в грязь лицом своего хозяина просто так не ударит.

Подпишитесь на «За рулем» в