Вы нам писали

ВЫ НАМ ПИСАЛИ

Своя дорога к экологии

Шапкозакидательство на Руси в почете – мы всегда готовы наброситься на любую проблему «в лоб». Повернуть реки, построить новый тип общества, в одночасье принять новые евронормы по экологии. А вот сесть и подумать, нужно ли всем этим заниматься – нет, этого мы не любим. А жаль.

Статья «Европодстава для России» (ЗР, 2006, № 10) привлекла наше внимание как раз тем, что фактически предложила всем приверженцам экологии прекратить «махать шашками». Согласны – но предлагаем взглянуть на проблему с иной стороны.

В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 содержание различных веществ в воздухе не должно превышать определенный уровень. Но есть важный нюанс: присутствие вредных веществ в атмосфере зависит не только от их поступления, но также от процесса их поглощения и рассеивания! При этом количество этих веществ, выбрасываемых с отработавшими газами двигателей, определяется не только совершенством сгорания топлива, но и количеством автомобилей в конкретном районе, их техническим состоянием, интенсивностью и характером движения и т.п. Само собой, поглощение и рассеивание вредных веществ зависит от географических и климатических особенностей каждой местности, а также от характера ее застройки. Но кто все это учитывает?

Последнее по большому счету – задача невыполнимая: это понятно. Но и не надо хвататься сразу за все: для начала стоило бы разобраться с крупными городами. Умеем же мы вводить требования по ограничению полной массы автомобиля при переезде мостов! Так и здесь – в отдельных районах необходимо запретить бесплатный проезд любого транспорта, не соответствующего определенному экологическому классу. Следующий вывод: не нужно стричь всех автопроизводителей под одну гребенку – пусть выпускают двигатели и машины с различным экологическим уровнем! Ведь с 2000 года в России введены в действие европейские нормы, разработанные для условий стран, в которых насыщенность транспортом в 2,5–3,5 раза выше среднероссийской, а площади, занимаемые лесами, – читай, условия для поглощения вредных веществ – существенно меньше. А потребитель уже определит, какой транспорт ему подходит!

Теперь – про деньги: налог, рассчитываемый по номинальной мощности двигателя, нельзя считать справедливым! Ведь вред, наносимый окружающей среде, обусловливается не этой мощностью, а количеством выбрасываемой в атмосферу гадости. Оно зависит, в первую очередь, от расхода топлива. А на него влияет вес факторов: рабочий объем двигателя, масса машины, ее пробег, нагрузка и техническое состояние, стиль вождения и т.д. Так не логичнее было бы ввести указанный налог в стоимость топлива? Это позволит автоматически учесть все виды ущерба, наносимого окружающей среде каждым авто! Причем компенсация вреда будет происходить по месту эксплуатации (там, где заправляются топливом), а не регистрации!

Россия – страна огромная: бездумное копирование иностранных норм здесь не нужно. Какой смысл сравнивать нас с той же Японией, площадь которой несоизмеримо меньше? Пусть совершенствование моторов идет своим чередом – но кто мешает нам бороться за чистоту окружающей среды и иными способами? Создать экологические зоны разного уровня – задача реальная, заменить действующий транспортный налог – тоже. Разве одно мешает другому?

Алексей Кульчицкий, к.т.н., Виктор Эфрос, д.т.н., Владимирский государственный университет

От редакции. Приглашаем читателей (в первую очередь, специалистов) присоединиться к дискуссии! Свои соображения присылайте по электронной почте: [email protected]

Создать экологические зоны разного уровня – задача реальная!

Прокатит или нет?

Пару лет назад у нас в Казани взялись за злостных неплательщиков штрафов. Многим тогда суд «вручил» лопаты и метлы, отправив на благо родного города убирать улицы. Провели пару показательных судов. И ведь подействовало! Местное телевидение показало, как довольно небедные люди махали метелками, заплатив двойной штраф (у некоторых было не по одному) – и сработало. Повозмущались, но долги погасили. Понятно, что испугались неотвратимости наказания.

Так что размер штрафа, на мой взгляд, не имеет особого значения. Пусть это всего 50 рублей, но если знаешь, что коли поймают, то уж точно накажут, – невольно задумаешься, нарушать или нет. А коррупция – сама по себе: как брали, так и будут брать, хоть полтинник, хоть полторы тысячи. Сам грешен. Мало кто может «похвастать» тем, что через месяц после получения прав попался за «несвежее дыхание». Вердикт – два года пешком! Обидно, что экзамен сам сдал с первого раза (права скоро на рынках продавать будут, а мне самому сдать хотелось!) – и так попался. Понадеялся на авось: вдруг «прокатит». Не прокатило, но лишь потому, что денег не было. А вот был бы абсолютно уверен, что за предложение типа «Командир, может, договоримся!» сотрудник ГИБДД тут же отправит знакомиться с УК, близко бы к машине не подошел!

В общем, не стоит изобретать: достаточно заставить работать нынешние законы. Видимо, это гораздо сложнее…

С уважением, ваш постоянный читатель АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, КАЗАНЬ

Для удобства больных и инвалидов?

Кто о чем, а я – опять о своей «скорой помощи». Сначала – несколько замечаний по эксплуатации ГАЗ-32214 (это – реанимобили от нижегородского «Самотлора»). На одометрах сегодня – по 25 тыс. км. На первых пяти тысячах померли оба датчика контроля топлива. Затем лопнули ВСЕ кронштейны крепления стабилизаторов задней подвески. Заменили на самодельные – ходят до сих пор. Рессоры просели сразу же после загрузки оборудования – пришлось усилить и изменить их крепление. Порвались все ручки для удобства посадки в салон и открывания дверей: декоративные саморезы оторвались во время второго дежурства. Генераторы не тянут нагрузку на ходу: две печки, мигалка, операционный свет (4 лампы по 100 Вт), фары и т.п. Упоры задних дверей – декоративные: держат только в одну сторону, а ветер их моментально срывает. Сзади вместо мигающих синих сигналов установлены два красных «стопа» (фото). Похоже, весь неликвид на президентскую программу пустили. А любителям «экстрима» по секрету сообщаю: для замены лампочки в заднем фонаре нужно снять кислородный баллон!

Напоследок немножко юмора. На фото – автовокзал в Саратове (снимал сам). Судя по знаку, это стоянка для инвалидов.

АЛЕКСАНДР КОБРИЦ, ОМСК

«НАШИ» ЗА РУБЕЖОМ

Увидев на страницах ЗР фото наших машин в разных частях света, решил прислать свое – сделано прошлым летом на Мальте в городе Виктория. Мальтийцы очень любят автомобили – эта «восьмерка» тоже в отличном состоянии. Руль справа: все-таки бывшая колония Британии! Кстати, было бы интересно прочитать о выпуске наших праворульных машин!

МИХАИЛ ПОТАПОВ, РЕУТОВ

Подпишитесь на «За рулем» в