По маленькой

Тест трех микролитражек. Выбираем городской автомобиль

FIAT PANDA

Европейская премьера 2003 года.

Кузов: 5-дверный хэтчбек.

Двигатели: бензиновые 1,1; 1,2; 1,4 л (54–100 л.с.), дизельный 1,3 л (70–75 л.с.). В России только с бензиновым мотором 1,2 л.

Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические, 5-ступенчатая автоматизированная.

Комплектации: Dynamic, Dynamic+, Climbing.

Цена в России: 340 000–515 000 руб. ($13 200–20 000).

CHEVROLET SPARK

Премьера 2005 года; по сути – глубокая модернизация «Дэу-Матиз». Кузов: 5-дверный хэтчбек.

Двигатели: бензиновые 0,8; 1,0 л (52–65 л.с.).

Коробки передач: 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая гидромеханическая.

Комплектации: Direct, Plus, Star, Elite, Premium.

Цена в России: $8550–12 540.

PEUGEOT 107

Премьера 2005 года. Близнецы – «Тойота-Айго» и «Ситроен-С1». Кузов – 3- или

5-дверный хэтчбек.

Двигатель: бензиновый 1,0 л (68 л.с.).

Коробки передач: механическая

5-ступенчатая, автоматизированная

5-ступенчатая.

Комплектации: Urban, Trendy.

Цена в России: 299 000–422 000 руб. ($11 610–16 390).

С ВЫСОКОЙ ПОЗИЦИИ

Сказать, что «ФИАТ-Панда» популярен в России – погрешить против истины. Шанс увидеть на столичных улицах «Майбах» на порядок выше, чем скромную «Панду». Впрочем, парк нынче становится разнообразнее. Удовлетворив потребность в удобном средстве передвижения, впору задумываться об автомобиле с характером.

«Панда» выделяется ростом – она заметно выше ставшего негласным стандарта 1500 мм. Под стать и компоновка – большие колеса, короткая база, маленькие свесы – с парковкой у бордюра проблем не будет. Все вроде бы с прицелом на практичность – высокая посадка, хороший обзор, вместительность при коротком салоне… По крайней мере, в этом убеждает внешность.

Вот только почему на высоком сиденье неудобно? Потому что подушка практически горизонтальна. Если опустить ее задний край, даже водитель среднего роста, отодвигаясь подальше от руля, вынужден слишком сгибать ноги. Высоко сижу, далеко гляжу... Это Машенька, сидя в кузовке на горбу медведя, была довольна. Из кузовка «ФИАТ-Панда» при плотном движении смотреть надо на 360 градусов, а наружные зеркала размером и формой схожи с теми, что были на ВАЗ-2106. Кроме того, правое на четверть перекрыто передней стойкой.

Двигатель хорошо тянет с низких оборотов, а короткий рычаг переключения передач сам ложится в руку. Четыре цилиндра и 1242 «кубика» – вполне «взрослый» объем на фоне трехцилиндровых соперников. Добавим плотную подвеску с хорошей энергоемкостью. Но ехать по разбитым дорогам придется осторожно, поскольку просвет – 132 мм, а защиты моторного отсека нет. С увеличением скорости излишняя «упругость» подвесок превращается из достоинства в недостаток – «Панду» ощутимо подбрасывает на коротких волнах, в поворотах она сильно кренится, а при проскальзывании колес подвеска усугубляет и без того заметную склонность к заносу.

Шустрая в городе, на шоссе «Панда» заметно теряет прыть – высокий угловатый кузов с трудом рассекает воздух на скорости больше 120 км/ч. А ведь по педали еще заметный запас. Расход топлива с учетом большого загородного пробега – приемлемые 6,46 л/100 км.

ИСКРА В МАСЛЕ

Автоматическая трансмиссия создана для города. Совместим ли гидромеханический автомат с трехцилиндровым мотором объемом 0,8 л? Если речь о городской эксплуатации, то тандем двигатель-коробка «Шевроле-Спарка» показывает себя с лучшей стороны. Плавный разгон, своевременное переключение на пониженную… Нажав педаль газа до упора, до городских 60 км/ч разгоняюсь меньше чем за 8 секунд – вполне достаточно, чтобы не выпасть из потока.

Проблемы с динамикой начинаются за городом. Разгон с 80 до 120 км/ч занимает полминуты. На полигоне «Спарк» с автоматом едва преодолел 125 км/ч. Чтобы поспевать в темпе ФИАТа и «Пежо», водитель «Спарка» вынужден почти постоянно «давить в пол». Самый маленький автомобиль со слабым мотором продемонстрировал зверский аппетит: 8,8 л/ 100 км! На этом фоне «вязкая» и недостаточно информативная педаль тормоза показалась небольшим недостатком!

Зато даже при условии, что стрелка тахометра редко падала ниже 4000 об/мин, комфорт в «Спарке» оставался на достаточном уровне. А еще – ни один разъезд с грузовиком при сильном боковом ветре не добавил водителям седых волос. С удобством посадки все тоже нормально. И даже сиденье водителя, несмотря на миниатюрность и короткую подушку, обеспечивает вполне приемлемую позу. Дискомфорт возникает из-за несоответствия наклона подушки уровню пола и недостаточной ширины салона. Впрочем, это не помешало «Шевроле» снабдить «Спарк» комплектом ремней и подголовников на пятерых.

«Спарк» по-английски – искра, огонек... Что будет, если пустить искру в масло гидротрансформатора? Правильно, не загорится… Так что лучшим выбором для «Шевроле-Спарк» будет литровый мотор с механической коробкой (ЗР, 2006, № 1). С ним «Спарк» не уступает в динамике и скорости «Панде», довольствуется бензином АИ-92, а за городом окажется даже экономичнее.

КОРОБЧОНКА ДЛЯ ЛЯГУШОНКИ?

Автомобилю, который привлекает внешне, охотнее прощаешь недостатки. Дизайн «Пежо-107»: оригинально, коротко, лаконично. Интересна комбинация окрашенного бампера с черным энергопоглощающим элементом в середине. Контактная парковка в Париже не редкость.

От маленького автомобиля не ждешь простора, но «Пежо-107» очень вместителен. Он единственный из трех тестируемых, где водитель двухметрового роста может сесть сам за собой, пусть даже впритык. Конечно, сиденья простоваты и по отделке, и по контуру, но общее ощущение благоприятно для ездоков самой разной комплекции. Высоким понравился рычаг роботизированной коробки передач, который не залезает под коленку на первой или второй. Впрочем, чудес нет – салон выше и шире соперников, но багажный отсек очень скромный.

Первое знакомство немного огорчило – вибрации трехцилиндрового мотора показались слишком заметными, голос – громким. Не понравился и бедный интерьер – от голого металла дверей мы отвыкли. В дороге впечатления изменились. Порадовали отличная стабильность машины на неровном покрытии и впечатляющая цепкость в поворотах.

Несмотря на короткую базу, «Пежо» отлично стоит на дуге и прощает ошибки водителя, стремящегося запихнуть машину в слишком крутой поворот. Не подкачал и электроусилитель руля: с ним хорошо чувствуешь начало скольжения колес. ABS на «Пежо» оказалась самой результативной не в ущерб чувству педали, а результат торможения со 100 км/ч хорош даже для более солидных машин. В общем, чтобы пошустрить на извилистой дорожке, машина вполне подходит. Но жесткая подвеска с достойной энергоемкостью, хорошо поспособствовав управляемости, оказалась не лучшей по комфорту.

Динамика, даже на фоне резвой «Панды», заметно лучше, особенно в загородном диапазоне скоростей. Неудивительно, что максимальная скорость тоже достойная (и, кстати, соответствует заявленной). А вот разгон с места похуже: «робот» бережет сцепление, да и передачи длиннее. В этом классе автомобилей роботизированная трансмиссия себя вполне оправдывает: ускорения невелики, переключения комфортны, а потери мощности намного ниже. Хорошая аэродинамика, современный двигатель и оптимально подобранные передачи сделали «Пежо-107» чемпионом в экономичности: 6,06 л/ 100 км. Неплохо с учетом московских пробок и не самого экономичного стиля езды на шоссе.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Спарк» на два года моложе «Панды», но в его основе лежит «Матиз» образца 1998-го. По нынешним временам – почти два поколения автомобилей. В этом классе, может, как ни в одном другом, новизна – выигрышна. «Пежо», вышедший на европейские дороги два года назад, создан с нуля с попыткой воплотить в машине все актуальные тенденции. Это не останется незамеченным покупателями, хотя полностью реализовать все самое современное в столь маленьком объеме все же не удалось. Но все равно «Пежо-107» выигрывает – заслуженно и с заметным отрывом.

Анатолий Фомин: «Пежо-107» действительно новое слово в классе. Но уровень цен не оставляет малышам шансов быть востребованными в заметных количествах. Не секрет, что миниатюрные автомобили могут существовать только при налоговом давлении на больших собратьев…»

FIAT PANDA – автомобиль с ярким характером и отличным стилем воспринимается «на ура» при кратком знакомстве. Стоит задуматься о практичности, его привлекательность драматично падает.

Общая оценка 7,5

+ Стильная внешность, хорошая энергоемкость подвески, тяговитый приемистый двигатель, просторный багажник, удобная в городе динамика.

- Мало места сзади, неудобные зеркала, недостаточная плавность хода, чувствительность к неровностям и боковому ветру.

CHEVROLET SPARK – предшественник был создан на творческом подъеме. В обновленной машине тщательно исправляли недостатки прошлой. Но возраст не скроешь.

Общая оценка 7,5

+ Хорошая шумоизоляция, плавный гидромеханический автомат, хорошая обзорность, большой выбор комплектаций.

- Вялая динамика, высокий расход топлива, узкий салон, невнятные тормоза.

PEUGEOT 107 – отличный набор конструкторских и дизайнерских решений. Алмаз среди песчинок. Почему не бриллиант? Видимо, не нашлось хорошего огранщика...

Общая оценка 8,1

+ Отличные ходовые качества, хорошая динамика, отменная экономичность, эффективные тормоза, просторный салон.

- Шум двигателя и шин, посредственная плавность хода, повышенная вибрация, маленький багажник, бедное оснащение, высокая цена.

Подпишитесь на «За рулем» в