Ремень, которого не было

Ремень, которого не было

Автор впервые увидел ремни безопасности в… багажнике только что купленного отцом ВАЗ-2101. Тогда, в 1974-м, передние ремни уже входили в комплект, но не были прикручены. Сегодня с завода выходят автомобили, в которых все ремни на своих местах, но на вторичном рынке зачастую попадается экземпляр без спасительных лент сзади.

ПОКУПАЕМ

Когда-то ремни безопасности на все отечественные автозаводы поставляло таллинское предприятие «Норма». АВТОВАЗ и ныне около 80% ремней получает оттуда. Найти сейчас таллинские ремни в магазинах – пустая затея. Однако их можно заменить на другие, даже российских производителей. Это ЗАО «АРБ-Мораван» (СП с чешской фирмой Moravan Safety Belts), работающее в Тольятти, и ООО СКМ из Алатыря, что в Чувашии. Последнее выпускает ремни для УАЗов и «жигулей», первое отоваривает, кроме АВТОВАЗа, еще и ГАЗ, КамАЗ, «ИжАвто», СеАЗ, «РосЛаду», ЗИЛ и даже «Дервейс».

Эти заводы поставляют ремни и в торговую сеть, но, увы, понемногу. Нехватка мощностей ни при чем: оказалось, заводы загружены процентов на 60! Что же мешает увеличить поставки в магазины? Как ни поразительно, отсутствие спроса! Только не покупательского, а того, который выражен в заявках торгующих организаций и подкреплен договором с полной предоплатой. Невольно вспоминается анекдот из советского периода: находчивый продавец гастронома на вопрос интуриста, почему нет черной икры, ответил, что ее просто никто не спрашивает.

Тем не менее в той же Москве, если хорошо поискать, задние ремни безопасности найдутся – по крайней мере, для «десяток» и «пятерок». Но высока цена: немногим дешевле самого кресла! Любопытно, что прямой связи с себестоимостью эти цены не имеют. Товароведы рассказали, что до ноября прошлого года (до введения новых Правил) те же ремни можно было купить на тысячу дешевле!

СТАВИМ

Если в авто предусмотрены специальные приварные гайки (они могут быть закрыты заглушками, а могут, как в «волгах», прятаться под обшивкой), установка ремней не займет много времени. Но гайки и в самом деле должны быть специальными: такой резьбы (7/16’’) нет больше нигде. Сделано это для того, чтобы ремни можно было закрепить только сертифицированными болтами нужной прочности (ремень и крепление должны выдержать нагрузку не менее 2 тс). Такие гайки есть во всех «жигулях», «ладах» и некоторых «волгах». Любопытно, что с начала 80-х «волги» шли на экспорт с установленными сзади ремнями, а для внутреннего рынка с гайками под них. Потом, в 90-х, горе-рационализаторы убрали гайки вплоть до наших дней, а теперь задние ремни снова стали обязательным атрибутом этих машин.

Тем не менее на некоторых вполне современных автомобилях может не оказаться ни ремней, ни точек их крепления. Речь о машинах, сертифицированных как грузовые. Например, в редакционном «Адмирале» из КНР гайки сзади были, но только для поясных ремней. А ведь детское кресло без диагональной ветви как следует не закрепишь!

Итак, если вам дорог ваш ребенок – не ищите причины обойти закон, ищите ремни! А товарищам, сидящим в магазинах «на поставках», искать ничего не надо – просто закажите ремни безопасности для ваших и наших детей! Это куда важнее, чем накладки на педали.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Сергей Смирнов

Порядок перевозки детей в автомобиле регламентируется пунктом 22.9 ПДД. Если автомобиль оборудован ремнями безопасности, то ребенок обязательно должен быть пристегнут. При перевозке детей до 12 лет требуются удерживающие устройства, которые позволяли бы правильно пристегнуть ребенка, чтобы при возникновении аварийной ситуации ремень не нанес ребенку травму. В правилах не указан конкретный тип удерживающего устройства, поэтому водитель вправе использовать любое, позволяющее безопасно пристегнуть ребенка. Если же ремни не предусмотрены заводом-изготовителем (то есть в машине нет точек крепления), перевозить детей можно обычным порядком.

Стоит отметить, что требования, касающиеся безопасности детей, распространяются на все виды транспортных средств.

Подпишитесь на «За рулем» в