Костоправы поневоле
Человеку, далекому от техники, устройство автомобильных дворников порой кажется совсем простым. На деле за простотой могут скрываться сложные проблемы – и не только по электрической части, но и в механике. В результате – плохо очищенное стекло с грязными полосами, следами вибраций щеток и т.д. Понятно, что причины этих фокусов интересны не всем – наши беседы ориентированы на любознательных и экономных. Остальных ждут в автосервисе.
Всегда ли в таких случаях виновны щетки? Ясно, нет. Даже заменив их самыми дорогими, фирменными, не всегда добьетесь существенного улучшения очистки стекла. Нормальной работе щеток часто мешают неполадки в шарнирных соединениях поводков. Щетка должна отслеживать сложную, двойной кривизны, поверхность стекла – причем прижиматься равномерно, с определенным усилием, не перекашиваться, не ложиться набок, не скрести нерабочей частью, не вибрировать.
Из-за чего эти требования не выполняются? Ослабли пружины поводков? Что ж, бывает. Оценить усилия пружин можно даже на глазок – сравните свои с такими же, но новыми. Но часто и отличные пружины прижимают щетки слабо или те прилегают к стеклу неправильно. Оказывается, дворники, подобно конечностям пожилого человека, страдают от болезней своих «суставов» – шарниров.
На машинах солидного возраста эти шарниры иногда чрезмерно изношены и разболтаны, либо, наоборот, заклинены коррозией. Нужно лишь решить – чинить родные или купить новые? Правда, нынче замена отечественных деталей новыми – лотерея: поможет ли? А починить, как сделали мы, несложно.
В нашем случае на редакционной «Шевроле-Ниве» щетка окна пятой двери, не отработав и двух месяцев, перестала справляться с обязанностями. На стекле появились неочищенные зоны, работа дворника порой сопровождалась такими звуками, что хоть святых выноси... Поводок отчего-то заедал в шарнире – и пружина с этой бедой не справлялась.
Не удивляйтесь: ехать в гарантийную службу мы не захотели. Допустим, там поводок заменят – нам ли не знать, что новый может оказаться не лучше! Причина ведь известна. Вот и выполнили несложный ремонт сами.
Схема простейшего шарнира дворников (автомобили ВАЗ, «Волга» и т.д.). Довольно часто в этой конструкции ось 2 и отверстие в основании 3 сильно изнашивались, поводок 1 начинал болтаться – и законы движения щеток нарушались. В эпоху дефицита умельцы ремонтировали шарниры, используя в них самодельные втулки и оси. Трущиеся поверхности при сборке смазывали. Представьте – многим помогало!
Схема более совершенного шарнира («Шевроле-Нива», «Калина» и др.). В поводок 1 вклепана ось 2, вращающаяся в износостойких втулках 4. Последние запрессованы в основание поводка 3. Между втулками есть пространство, куда, вероятно, следует закладывать пластичную смазку. Но на машинах редакции даже ее следов в шарнирах дворников мы ни разу не нашли. Неужели и на этом АВТОВАЗ экономит?
Сняв поводок, обратили внимание на коррозию, успевшую «победить» шарнир. Немудрено, коли завод экономит на смазке! Высверлив расклепанные концы оси сверлом 3,5 мм и разобрав шарнир, мы в этом убедились. Вынув из поводка основание и зажав в тиски, тем же инструментом засверлили оба конца оси на глубину 10 мм.
В отверстиях оси нарезали резьбу М4. Затем и ось, и втулки тщательно очистили от продуктов коррозии (на фото показываем одну из втулок, пока еще «закисшую» на оси, другая осталась запрессованной в основание). Хорошенько очистив детали, смазали их, а при сборке узла небольшой запас смазки заложили в полость между втулками.
Так выглядит шарнир после сборки. Вместо расклепанных концов оси видны головки винтов М4х10 мм. Чтобы винты не отворачивались, их зафиксировали клеем. Теперь узел легко разобрать, очистить, вновь смазать. В наших условиях несомненное достоинство: без лишних затрат дворники всегда будут в «боевом» состоянии.