Форма вместо молота
Паровой молот, громко ухающий в кузнечном цехе, десятилетиями был непременным атрибутом моторостроительного завода. Но «ударная» технология изготовления коленвалов вот-вот уйдет в историю благодаря новому материалу.
Что не устраивало двигателистов в кованых валах? Высокая стоимость, большой вес и невозможность получить сложные формы – такие, как дает литье. Ведь вал можно отлить полым, а это 1,5 кг (или 12%) экономии для четырехцилиндрового мотора. Облегчается финишная обработка шеек, на 10% снижается себестоимость. Если бы такой вал выдерживал повышенные нагрузки, особенно в дизельных двигателях!
Проблему решил сплав «Сибодур» – Sibodur 700-10, в названии которого зашифрован состав: кремний (Silicium) и бор. А окончание связано уже с прочностью (Durability). Если говорить о конкретном количестве добавок, то доля углерода составляет от 3,3 до 3,7%, кремния – от 2,6 до 3,4%.
Детали из «Сибодура» уже вовсю применяют в подвеске и ступице «Ауди-А4», а как насчет коленчатого вала? Оказывается, если кованый вал дизеля 1,9 л выдерживает момент 1870 Н.м, то литой из «Сибодура» – целых 2000! Правда, после литья нужно упрочнить его поверхность обкатыванием роликами. Но этот процесс по сравнению с ковкой не только тише, но и проще.
Разработавшая новую технологию фирма «GF Отомотив» собирается перейти на нее в серийном производстве коленчатых валов уже в 2008 году.