Магазин на осевой

Магазин на осевой

Да простят меня читатели, что в качестве примера снова беру Москву. Это отнюдь не означает, что такого явления нет в Новосибирске или Кургане; просто в столице все это давно выражается в концентрированном, иногда даже карикатурном виде.

С одной стороны, удобно – не выходя из-за руля, можно купить не только американский бутерброд и стакан газировки, но и много чего, вплоть до холодильника (честное слово, предлагали!). С другой стороны, распространители цветов-часов-газет и прочего товара, прохаживаясь по осевой, ежедневно подвергают риску не только свою жизнь, но и жизнь автомобилистов!

Ведь задача любого водителя – как можно быстрее добраться из точки А в точку Б; задача продавца – как можно быстрее и дороже «впарить» свой товар. Истомился автомобилист в пробке, и вот загорается наконец-то «зеленый», он ка-а-ак рванет, а навстречу как раз бросился продавец или попрошайка… Кто тут виноват? Конечно же тот, кто за рулем! По вине водителей происходит 81% всех ДТП. А страдают больше всех пешеходы – наезды на них составляют 40% от всех происшествий, зафиксированных в прошлом году (а сколько еще не зафиксировано?). Пострадало 92,5 тысячи человек! Какой процент от этой цифры составляют уличные продавцы и распространители рекламы – тайна; отдельного учета нет.

Запасшись деньгами и подлечив нервы, выезжаем на столичные улицы купить что-нибудь, не выходя из автомобиля. А заодно пообщаться – и с продавцами, и с блюстителями порядка на дорогах.

«РОЛЕКС», БАЗЫ ДАННЫХ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Нынешние пробки, а также невнятный режим работы светофоров как раз способствуют дорожной торговле. Наша первая «торговая точка» – пересечение проспекта Мира и Садового кольца. Тут быстро понимаешь, что цивилизованный рынок, к которому мы так стремимся, все еще недостижимая мечта. Вот, скажем, не хотят нас принимать в ВТО – пеняют на засилье пиратской продукции интеллектуального характера. Правительство России даже приняло в марте этого года постановление: запретить продажу аудио- и видеопродукции, а также программного обеспечения на улице. Документ предполагал полную ликвидацию специализированных палаток и торговли с лотков. Лотки в Москве действительно пропали ненадолго, но теперь появились вновь. А насчет проезжей части в постановлении вовсе ничего не сказано!

«Все базы данных ГИБДД, БТИ, налоговой службы, кредиторы московских банков…» – скороговоркой бубнит парень, держа веером диски с информацией, добытой, мягко говоря, неправедным путем. Бодро пробежав метров 20 вдоль потока машин, он сворачивает на тротуар. Через три автомобиля за нами стоит патрульный милицейский «Форд»: неужели продавец испугался? Нет, видимо, просто решил «поработать» с встречным потоком. А рядом с нами уже следующая «коробейница», и присутствие милиции ее не смущает. Уповает на то, что в ассортименте – «патриотические» флажки с российским триколором?

Ее сменяет на перекрестке другая барышня, распространяющая листовки с рекламой суши-бара. То ли японская кухня окончательно поборола русскую, то ли девица хороша собой, но прокламации народ разбирает охотно, включая патрульный экипаж.

– Не страшно? – спрашиваю я девушку.

– Чего? – по интонации понятно, что юная особа не поняла моего вопроса.

– Между машин не страшно бегать? Вдруг собьют?

– Ой, а ты что, меня удочерить хочешь, дядь? – девица-красавица оказывается остра на язык.

Следующая «точка» – Тверской бульвар. Культовое место для горожан и гостей столицы. Для людей попроще – первый «Мак-Дональдс», для состоятельных господ – кафе «Пушкин», для всех влюбленных – памятник ему же. Автомобилистам этот перекресток известен всесезонной выставкой-продажей наручных часов престижных марок. Естественно, контрафактных. Здесь можно найти любые!

Белозубый «джигит», одетый во все «от Гуччи», с кавказским темпераментом предлагает «лубые» часы – хоть «Ролекс», хоть «Вашерон Константин». Даже в коробочке! По мере приближения к нам он недоверчиво косится на большой объектив фотоаппарата, стараясь понять, кто мы – простые покупатели или опасные для его бизнеса люди?

– Сколько просишь за этот «Ролекс»?

– Э-э-э, сто рублей, возьмешь, да?

– А чего так дорого?

– Это недорого, брат!

А еще на улицах Москвы женщина «з-пiд Полтави» продавала нам самые разные зарядники для телефонов, бывший крановщик московского завода «Серп и молот» (так сам представился) предлагал карты Москвы и области. Потом нам пытались всучить увядшие цветы.

На многих перекрестках, тесня коробейников, на машины набрасывается когорта всевозможных профессиональных нищих – от молчаливых таджиков в халатах до грустных якобы «афганцев» в защитном камуфляже на колясках. Вот они-то представляют самую большую опасность, так как разглядеть на дороге низкий силуэт очень сложно! И все – продавцы, распространители рекламы и пепси-колы, инвалиды, иммигранты – искренне не понимали моего вопроса: что они делают на дороге, среди огромного автомобильного потока? Зачем рискуют своими, а также чужими жизнями?

В ОЖИДАНИИ МЕСЯЧНИКА

...Вообще-то такие граждане прежде всего нарушают Правила дорожного движения. Они ведь по своему статусу пешеходы, переходят дорогу в неположенном месте, и штраф за это никто не отменял. Правда, всего 50 рублей. Да и те чтобы получить, сил надо приложить немало. С документами у людей на дороге – беда... Теоретически постовой должен нарушителя отвести в участок, чтобы установить личность, потом выписать протокол (в случае с детьми – найти и вызвать родителей). Кому охота связываться ради мифического «полтинника»?

Нельзя сказать, что ГИБДД вообще не борется с таким видом правонарушений. Оштрафовать прямо сейчас? Нет, для этого есть месячник «Пешеход». Дети, говорите, по дорогам бегают с листовками? Вот грядет месячник «Внимание, дети», тогда нарушителей и пожурим...

Рядовой инспектор уверен, что его задача – следить за порядком на вверенном перекрестке. «Поток движется, аварий нет – так чего вы еще хотите?» – искренне удивился молодой лейтенант. И прогнал нас, приговаривая, что он человек маленький, а все вопросы – к начальству. Мы, конечно, выше подозрений, будто офицер получает свой «процент» от уличной торговли; видимо, и в самом деле занят сильно.

А потому задаю вопрос самому высокому начальству – прямо здесь, через журнал. Уважаемый начальник ГИБДД господин Кирьянов, а вас разве не беспокоит торговля на дороге? А вы (или ваш водитель) не боитесь сбить инвалида, выныривающего из-за грузовика? Может, пора совершить на всех этих обитателей перекрестков законный наезд – в том самом, грубом смысле?

Просмотрев по этому поводу все ссылки в интернете за несколько лет, полистав подшивки столичных газет, нашел лишь весточку от руководства ОГИБДД Юго-Восточного административного округа Москвы от 2004 года. «На сегодняшний день мы серьезно обеспокоены практикой распространения рекламной продукции (буклетов и рекламных проспектов) на автодорогах, так как в последнее время количество наездов на агентов-распространителей значительно увеличилось», – сообщила тогда официальный представитель отдела. На этом все и кончилось…

Продавать разную мелочевку на перекрестках – отнюдь не московское изобретение. Этим славятся Греция, Румыния, страны Ближнего и Среднего Востока, СНГ... Однако в большинстве случаев с таким явлением борются. Скажем, одолели продавцы газет и другой мелочевки власти Арабских Эмиратов, так там в 2005 году запретили торговать с рук на дорогах. Полиция взялась за дело – и все продавцы исчезли.

Можно проводить месячник за месячником, тратить миллионы на теоретические исследования разных аспектов безопасности, но если не заняться немедленно такой вот неблагодарной «мелочевкой» – настоящей безопасности дорожного движения не будет никогда.

Уважаемое руководство ГИБДД! А вас разве не беспокоят торговля и попрошайничество на дороге?

Подпишитесь на «За рулем» в