Взлетный вес
Преимущества доставки груза на крыше легкового автомобиля очевидны – просто, удобно, недорого, однако эти заманчивые аргументы иногда оборачиваются большими неприятностями.
Груз на крыше, как правило, создает значительное аэродинамическое сопротивление движению автомобиля (исключение – багажники-боксы) и повышает общий центр тяжести. С такой обузой о высокой скорости и «спортивном стиле» вождения лучше забыть. Кроме того, что расход топлива существенно возрастает, увеличиваются крены в поворотах и клевки при торможениях.
Страдает, естественно, управляемость. Производители автомобилей обычно ограничивают массу груза на верхнем багажнике 50 килограммами. Это вполне обоснованно, но нередко на крышу грузят, сколько помещается. Встречаются совершенно чудовищные багажники из арматурной стали с грузом никак не меньше 400 кг – бедный кузов, недолог его век! Однако оставим эти рекорды Книге Гиннесса и посмотрим, каковы особенности перевозки вполне умеренной поклажи.
Для дальних путешествий лучше всего обзавестись фирменным боксом на крышу. Его содержимое хорошо защищено от пыли, дождя и, что немаловажно, от любопытных и оценивающих взглядов. Сам бокс довольно гладкий и обладает небольшим аэродинамическим сопротивлением. К тому же не нужно заботиться о тщательном креплении груза – из ящика с запирающейся крышкой ничего не выпадет. Вместе с тем подходить к загрузке бокса нужно с умом – канистрам с бензином в нем не место, а вот спальные мешки, палатки, сумка с одеждой и другая легкая, но объемная поклажа вполне заслуживает путешествия на крыше. Правда, бокс довольно дорог и требует места для хранения, поэтому без особой необходимости его не покупают.
Гораздо практичнее две поперечины, закрепленные к водостокам (если они есть) или за проемы дверей по краям крыши. Они компактны, легко укладываются в багажник, а при необходимости устанавливаются за несколько минут. А поскольку поперечины раздельные, поставить их можно на любом расстоянии друг от друга, под конкретный груз. Нужно лишь помнить, что опорные площадки должны располагаться у самого края крыши, на ее закруглении – это место наиболее жесткое. Иначе, особенно если груз тяжелый, на ней могут остаться вмятины.
Такелажные работы, пожалуй, самый ответственный этап подготовки к перевозке. Иной раз встречаются так навьюченные машины – не ровен час, растеряют пожитки по дороге. К слову, сорванный ветром багажник с листами фанеры, оргалита или подобным грузом не такая уж редкость.
Примерный расчет показывает, что лист размером полтора на полтора метра, закрепленный на багажнике, при скорости 70 км/ч может создать подъемную силу более 40 кг. А то и больше, если разместить его особенно «удачно». Не оторвет багажник, так сам сломается. Поэтому, если уж предстоит везти листовой материал, лучше уложить его так, чтобы он, по возможности, не нависал над ветровым стеклом, а листы упаковать в один пакет и особенно тщательно притянуть к багажнику его передний край. Кстати, любые веревки во время движения ослабевают, как туго их ни затягивай, поэтому для увязки грузов лучше воспользоваться резиновыми жгутами или хотя бы выбрать ими слабину перевязки. Плинтусы, уголки, трубы и тому подобную гладкую и длинную «россыпь» можно перетянуть скотчем.
При перевозке длинномеров главный враг – резонанс. Прогрессирующее раскачивание даже небольшой пачки досок оторвет любой, хоть намертво прикрученный багажник, а то и погнет крышу. Уменьшить вероятность раскачки просто – нужно лишь притянуть свисающие концы досок к кузову.
Если машина оснащена тягово-сцепным устройством, для перевозки длинномеров полезно сделать простенькое приспособление – складную опору на шар ТСУ. С ней (проверено на практике) перевозка пакета шестиметровых досок на крыше обычной «десятки» не представляет особой сложности.
Наконец, кое-что можно перевезти на крыше вовсе без багажника. К примеру, доска для виндсерфинга или лыжи отлично путешествуют уложенными на две легковые камеры. А чтобы сохранить блеск краски, крышу перед такой транспортировкой нужно протереть от пыли.