Университеты Евгения Чудакова

Университеты Евгения Чудакова

По сути, статьи в «За рулем» для Чудакова не были главным делом. Хватало иных серьезных занятий: работа в НАМИ над теорией автомобиля, участие в испытаниях и пробегах, преподавание. Но с первого номера журнала Евгений Алексеевич охотно и много писал для растущего на глазах сообщества российских автомобилистов. В массе своей это был трудящийся люд разоренной мировой и гражданской войнами страны, часто не очень подкованный, а иногда и попросту малограмотный. Этих людей жизнь свела с тогдашним чудом техники – автомобилем, и статьи Чудакова стали для очень многих начальной и средней автошколой, а для кого-то и университетом.

Он обладал редким даром рассказывать о сложных, а порой и скучных вещах (например, о сортах бензина) просто, понятно, даже увлекательно. Диапазон тем Чудакова – от качества топлива до выбора типов машин для производства в СССР.

Некоторые мысли Евгения Алексеевича не устарели и по сей день. Скажем, «...автомобилизация страны и расширение сети автомобильных дорог должны решаться параллельно» – звучит в России начала XXI столетия не менее, а может более актуально, нежели восемьдесят лет назад.

Но большинству читателей «За рулем» рубежа 1920–1930-х гг. имя Чудакова запомнилось, прежде всего, доступными и в то же время очень обстоятельными статьями об устройстве автомобиля. Не одно поколение профессионалов, а позже и автолюбителей именно через них приобщалось к автомобилю – познавало премудрости карбюрации и зажигания, принципы работы газораспределительных механизмов и коробок передач.

Сегодня эти публикации могут показаться несколько наивными. Но представим себе: по сложности устройства для большинства совсем не искушенных в технике читателей автомобиль в те годы – почти самолет. Управлять авто, знать его стремятся десятки тысяч граждан едва начавшей есть досыта страны. Каждая статья, приближающая к этой цели, – на вес золота, а тут, по сути, учебник, изложенный прекрасным, доступным языком.

Выпускник высшего императорского технического училища, типичный русский интеллигент – Чудаков наверняка сделал бы неплохую карьеру и за пределами Советской страны. В 1916-м молодой талантливый инженер, исследователь по призванию, в совершенстве, кстати, владевший английским, оказался в Великобритании – участвовал в приемке автомобилей для российской армии. В 1918-м он вернулся в бурлящую Россию… Не потому, что с особым восторгом воспринял Октябрьский переворот – просто не мог представить себя в другой стране.

Много позже он стал авторитетным ученым, был избран вице-президентом Академии наук СССР, опубликовал десятки книг и монографий, получил известность как один из создателей фундаментальной теории автомобиля. Но шоферы по-прежнему, как и во время его первых публикаций в «За рулем», числили академика (единственного за всю историю Академии наук СССР ученого-автомобилиста!) своим. В свою очередь Евгений Алексеевич будет считать это признание одним из главных достижений своей жизни.

К сожалению, сегодня популяризаторский талант не слишком-то ценится, хотя он востребован не меньше, а скорее больше, чем в двадцатых. Умение писать понятно и увлекательно о серьезных и сложных вещах, в том числе в автомобильных изданиях, совсем не утратило актуальности. А значит, университет Евгения Чудакова продолжает жить.

Подпишитесь на «За рулем» в