Журнал сделал из меня человека
О том, как журнал помог мне в выборе автомобиля? Я стал автомобилистом, сформировался как водитель в те далекие времена, когда машины не выбирали – рады были взять то, что было. Тем не менее и тогда автомобилисты с пренебрежением относились к такой машине, как «Запорожец». Я уже не говорю о нашем времени массового распространения иномарок: кто только не облил его помоями. Особенно старалась пишущая братия, подтрунивая над маленькой, неказистой машинкой. Я же вспоминаю годы, когда у меня был «ушастый» сорокасильный ЗАЗ желтого цвета, как лучшее время жизни. Смешно...
Приобрел его в 1987-м совершенно случайно: зашел в комиссионный магазин поглазеть и увидел… Чем он так меня приворожил – до сих пор не могу понять: неказистый, почти без багажника, с двигателем сзади. До этого я несколько лет ездил на ВАЗ-2102 и лучшего представить себе не мог, ну разве что «Волгу».
У машины, конечно же, оказалось множество неисправностей. С трудом доехал до дома, но за год постепенно их устранил и следующим летом с семьей выехал в дальнее путешествие – в Крым. Предприятие, конечно, весьма рискованное, но я был в себе уверен, потому что читал «За рулем» и взял в дорогу весьма увесистый пакет вырезок из рубрики «Советы бывалых».
Заполнили вещами небольшой багажник, набили свертков на крышу и между передними и задними сиденьями и с двумя ребятишками помчались на юг! Маленький, слабосильный автомобильчик тащил нас вместе с кучей багажа, словно трудолюбивый муравей. В этом путешествии было много скверного: редко попадались бензоколонки (а «Запорожец» был-таки прожорлив!), почти не найти запчастей, а машина иногда ломалась, да и скорости не мешало бы побольше... И все же – это было волшебное путешествие.
В своей водительской жизни я неоднократно попадал в сложные дорожные ситуации (имею в виду поломки автомобиля) и давно понял, что разного рода советчики и специалисты только усугубляют дело. А потому всегда старался обратиться к журналу – он неизменно выручал меня из беды. Перечисления этих ситуаций хватило бы на целый номер. Даже сегодня ЗР – первый мой помощник. У меня в собственности «Соболь», и в его обслуживании и ремонте я пользуюсь книгой «Ремонт «Соболя» своими силами», подготовленной издательским домом «За рулем». Должен сказать: отличная книга!
А начинал я свою водительскую карьеру на мотороллере «Турист» Тульского завода. В технике тогда разбирался слабо, и, естественно, лучшим советчиком был ЗР: материалы Э. Конопа на мотоциклетную тему зачитывал до дыр. Журнал в те времена оказывал неоценимую помощь автомобилистам (не признаю слова «автолюбители»). В нем находили нужные материалы владельцы «жигулей», «москвичей», «запорожцев». Как много интересного печаталось на его страницах – журнал читался, что называется, от корки до корки! Даже передовицы со всеми этими «планами партии – планами народа» были представлены на таком высокопрофессиональном уровне, что их тоже не пропускали. Очень интересной была рубрика «В мире моторов» – обзор достижений мировой автопромышленности. А какие авторы! Шугуров, Синельников, Панярский... До сих пор помню.
Что изменил ЗР в моей жизни? Разве можно подсчитать, оценить, что изменила в нашей жизни школа? Книги? Театр? Кино?
Он изменил всю жизнь! Благодаря журналу я связал себя с автомобилями и скажу без ложной скромности – стал классным водителем, много лет ездил без аварий, научился уважать пешеходов, коллег-водителей, не пасовать перед поломками, перед трудностями. Журнал сделал меня человеком! Для нас, читателей, ЗР был не просто журналом, но образом жизни!
Выход нового номера из печати был настоящим праздником, мы с нетерпением ожидали, когда сможем развернуть свежий, пахнущий типографской краской номер (сейчас так не пахнут!) и погрузиться в волшебный мир моторов...
Вот, написал вроде бы немало, а о том, что просила редакция, почти ничего. О хорошем трудно писать, хорошее – оно похвалы не требует!