Из варяг – в славяне

Из варяг – в славяне

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО «ДОЛЛАР»

В начале 90-х годов прошлого века рухнула монополия отечественного автопрома: в страну повезли иномарки. На первых порах этим занимались самые разные люди и организации, но долго так продолжаться не могло. В 1990-м «Форд мотор компани» назначает первых уполномоченных дилеров на территории РФ. А в марте 1996-го «Форд» открывает представительство в Москве во главе с Борисом Озеровым (на самом деле он – иностранец!). По-новому он и назывался – генеральный менеджер. Затем в течение 10 лет представительствами в России обзавелись почти все мировые автопроизводители. Их задачей было отстроить современную, цивилизованную систему продаж и послепродажного обслуживания; поскольку своих специалистов в России не было, как правило, руководящие (а также все ключевые) посты занимали иностранцы.

Практика эта продолжается по сей день; в основном возглавляют представительства иностранных компаний зарубежные менеджеры. Причем чаще всего – представители «титульных» наций (обычно первое лицо японской компании – японец и т.д.). Хотя есть исключения: например, «Фольксваген Груп Рус» руководит Оскар Ахмедов, а саму марку «Фольксваген» представляет Денис Петрунин. Кроме того, есть еще один «наш» – продвижением марок «Ленд-Ровер» и «Ягуар» управляет Дмитрий Колчанов. В остальных представительствах россияне нередко занимают руководящие посты второго эшелона. Но ведь это только пока...

ПРАВИЛО «РОЛЬФА»

Крупнейший на российском рынке импортер и продавец новых автомобилей иностранных марок – компания «Рольф» выбрала свой путь. До определенного момента руководящие посты в холдинге занимали российские специалисты. Но когда начался бурный рост продаж иномарок, а оборот группы превысил 2 млрд. долл. в год, акционер и почетный президент Сергей Петров начал собирать интернациональную команду руководителей. В 1999 году в «Рольф» пришел Мэтт Доннелли (в 2004-м он стал президентом компании). Затем появились Ник Хокинс (главный управляющий директор), Иэн Кинг (вице-президент по развитию). С прошлого года должность председателя совета директоров Группы компаний «Рольф» занял Николас Колсон, банкир, партнер «Ротшильд груп» в России и странах СНГ.

По мнению г-на Колсона, Сергей Петров вовремя понял, какой большой и полезный вклад могут принести в российский бизнес иностранные менеджеры. Буквально в каждой сфере в России сейчас ощущается нехватка опытных управленцев; чтобы это положение изменить, понадобится время. И те компании, которые извлекают пользу из профессиональных качеств иностранных менеджеров, продвинутся быстрее. Ведь Россия не раз обращалась к опыту зарубежных стран, когда нужно было привнести современные веяния в экономику; можно сказать, это сложилось исторически.

Кстати, сам г-н Колсон занимается в Группе «Рольф» корпоративным управлением, а также стратегией развития компании.

СТРОИТЕЛИ КАПИТАЛИЗМА

Летом 1999 года «Форд» первым подписывает инвестиционное соглашение с Министерством экономики РФ о создании автомобильного предприятия близ Санкт-Петербурга, во Всеволожске. Строительством завода командует австралиец Мюррей Гилберт: он приобрел такой опыт в ряде стран Азии. И что же – в сроки он уложился: завод начал работу по плану, летом 2002 года. Правда, в интервью ЗР г-н Гилберт признавался, что у него есть русские корни, поэтому правила ведения бизнеса в России его не пугают.

Тогда же в РФ приехал еще один специалист по созданию новых автосборочных производств – киприот Джон Милонас. Ему поручили построить в Тольятти завод «Джи-Эм– АВТОВАЗ». Совместное предприятие было открыто в срок, а через некоторое время Д. Милонаса сменил другой менеджер «Дженерал моторс» – американец Ричард Свандо. Ныне Р. Свандо уже руководит строительством собственного завода «Джи-Эм» в Санкт-Петербурге, а предприятие в Тольятти возглавляет другой американец – Джон Хэнсон. Всего же иностранных специалистов на СП в Тольятти немного – не более восьми человек (на первом этапе было 15–20); они занимаются финансами, вопросами качества и корпоративного управления.

Примерно та же картина на строительстве заводов других автопроизводителей: руководит всем иностранец (как правило, уже с опытом создания таких предприятий); иностранцы же вначале занимают все ключевые посты, но в течение нескольких лет их заменяют российские специалисты.

РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!

Зато на старых отечественных автозаводах долго доверяли только «своим» – иностранцев на дух не подпускали. Но несколько лет назад начался активный процесс смены собственников на российских автозаводах, а новые хозяева стали приглашать иноcтранных менеджеров. Особенно преуспели «Северсталь-Авто» и «Группа ГАЗ».

В составе совета директоров «Северсталь-Авто» (в холдинг входят УАЗ, ЗМА, ЗМЗ) теперь два иностранца. Новый председатель, американец Дэвид Дж. Херман в течение 29 лет трудился в «Дженерал моторс», из которых 10 лет занимал пост вице-президента. Был главой представительства «Джи-Эм» в России, по его инициативе создано СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ». Финн Ремез Сеппо Юха был вице-президентом нефтяной компании «Несте». А сейчас, кроме работы в «Северсталь-Авто», руководит собственной консалтинговой компанией и входит в совет директоров РАО «ЕЭС России», где возглавляет комитет по аудиту.

Кстати, недавно в компании «Северсталь-Авто» появился еще один иностранец, тоже известный нам: Джона Милонаса пригласили в качестве консультанта по организации производства коммерческого автомобиля «ФИАТ-Дукато». Завод должны развернуть в Елабуге уже к концу нынешнего года.

Но первым иностранным топ-менеджером в российском автопроме стал нынешний председатель правления «Группы ГАЗ» швед Эрик Эберхардсон. Два года назад Олег Дерипаска пригласил президента компании «Вольво констракшн эквипмент СНГ» в свой холдинг на должность заместителя генерального директора по стратегии. Видимо, стратегия удалась…

Эрик Эберхардсон, кстати, один из немногих иностранных менеджеров высшего звена, который хорошо говорит по-русски. В университете он изучал экономику и русский язык, в 90-е годы работал на Украине и хорошо разбирается в особенностях местного бизнеса…

– Специфическая проблема России – нет нормальной инфраструктуры, – считает Э. Эберхардсон. – Не отлажено еще законодательство – банковское, финансовое, земельное и т.д. – то, что должно создавать фундамент для бизнеса, поэтому правила игры все время меняются. Приходится начинать с нуля, и сразу видно, чего человек стоит. Испытываешь большое удовлетворение от того, что оставил какой-то след. Я, когда приезжаю на Украину, могу показать – вот офис, который я создавал, вот сервисный центр в Киеве – я его открыл, а еще есть такие же во Львове, Одессе, Днепропетровске... И этим горжусь!

Вслед за Эберхардсоном в «Группу ГАЗ» пришли еще несколько иностранных менеджеров. Президентом компании «ГАЗ Интернешнл» и генеральным директором дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» стал Мартин Лич (бывший президент «Форд Европа» и экс-гендиректор «Мазерати»). А управлять британским заводом LDV пригласили Стива Янга, работавшего до этого в компаниях «Бритиш Лейланд» и «Форд Европа».

Директором по маркетингу и продажам «ГАЗ Интернешнл» назначен недавно Энди Кэролл; до этого он много лет работал в компании «Дженерал моторс», был директором по продажам коммерческого транспорта в Европе.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Ни для кого не секрет, что иностранные менеджеры такого уровня зарабатывают в России очень и очень большие деньги; на должности члена совета директоров автомобильной компании (или руководителя направления) можно заработать около 1 млн. долл. в год. Кроме того, компания предоставляет хорошую квартиру в благоустроенном районе, служебный транспорт, медицинское обслуживание и т.д. Впрочем, и на Западе у такого уровня специалистов сравнимые доходы. Но национальность здесь роли не играет.

– Я не сторонник приглашать много иностранцев, ведь если человек приезжает сюда впервые, он довольно долго привыкает к здешним условиям, – говорит Эрик Эберхардсон. – В первый год работы даже очень хороший специалист из-за этого может действовать не слишком эффективно. Есть и языковые проблемы. Я не разделяю специалистов на российских и иностранных; но у меня есть список ключевых должностей, и эти вакансии я должен заполнить. К сожалению, некоторых профессий в РФ просто не было – нет и специалистов; мне придется нанимать иностранцев. Я подписываю контракты на разные сроки (год, а может, и три) и перед специалистом ставлю две задачи. Во-первых, он должен выполнять свои обязанности в бизнесе, во-вторых, подготовить себе сменщиков из российского персонала.

А пока в России остается только один бастион, где нет «варягов» – АВТОВАЗ. Но это, видимо, временно – создавать новый автомобиль класса С поручили канадской компании «Магна»; тем временем ищут иностранного покупателя на большой пакет акций предприятия. Увы, опираясь только на собственные силы и опыт, современный бизнес не построишь. Тем более, как оказалось, сил у нас еще маловато, да и опыта тоже. Но это дело наживное...

P.S. Уже есть примеры, когда на работу за рубеж приглашают высокооплачиваемых российских специалистов (не только хоккеистов!) – в банковской сфере, IT-технологиях. Дойдет очередь и до автобизнеса!

«Дорогой» иностранный специалист, как правило, выгоден компании: во-первых, он эффективно развивает бизнес, во-вторых, обучает российских менеджеров.

Подпишитесь на «За рулем» в