«Богдан», родом из Черкасс
Времена, когда маршрутными такси были почти исключительно «Газели», прошли. Сегодня их заменяют пусть дорогие, но и более вместительные и надежные «спринтеры», «транзиты», а также малые автобусы. К последним относится и «Богдан-А092».
Первое поколение «Богдан-А091», разработанное во Львовском НИИ автобусостроения на шасси грузовика «Исудзу-NQR71Р» (ЗР, 2007, № 2), начали выпускать на предприятии «Черкасский автобус» в 1999 г. Четыре года спустя появилась усовершенствованная модель А092 на тех же агрегатах, но со своей интегрированной рамой. Новая модель создана с учетом европейских требований к подобной технике и получила, таким образом, экспортный потенциал. Сейчас здесь ежемесячно делают 250 автобусов (цикл изготовления длится 40 дней), которые, кроме Украины, отправляют в Россию, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Румынию, Чехию, Сербию. В нынешнем году должны начаться поставки в Монголию, Узбекистан, Хорватию, Латвию, Литву, Алжир, Египет, Иран.
Также в Черкассах для внутреннего рынка крупноузловым методом собирают грузовики «Исудзу-NQR71Р» в количестве 40 штук в месяц. Пару слов о заводе: общая площадь 5,7 гектара, четыре цеха – заготовительный, черного кузова, сборочный, цех стеклопластика, персонал 1450 человек, средняя зарплата около $300, у квалифицированных рабочих до $600.
ШАССИ ЯПОНСКОЕ, КУЗОВ УКРАИНСКИЙ
Автобус малого класса длиной 7,4 м выпускают в двух основных модификациях. Пригородный 27-местный «Богдан-А092» оборудован комфортабельными парными креслами по бортам, но имеет совсем узкий центральный проход. Сзади может быть как полноценная автоматическая пассажирская дверь во всю высоту борта, так и укороченная распашная аварийная – в последнем случае около нее помещается еще два дополнительных кресла. К потолку салона подвешены багажные полки, под приподнятым последним рядом кресел багажный отсек объемом около двух кубометров. Имеется и «люксовый» вариант «Турист» – в отличие от базовой модели со стеклами на резиновых уплотнениях, здесь вклеенные окна, богаче отделка салона, есть кондиционер. Для него часто заказывают не стандартные поворотные двери с пневмоприводом, а сдвижные на параллелограммном механизме и с электроприводом.
Вторая модификация – это 22-местный городской «Богдан-А092.1» с одинарными сиденьями по правому борту. Благодаря этому проход достаточно широк, а пассажиро-вместимость, включая стоячие места, достигает 43 человек. Здесь две полноценные пассажирские двери, а незатейливый салон выполнен из легкомоющихся материалов.
Обе модификации имеют каркасно-панельный кузов, сваренный из прямоугольных труб и плоских панелей – последние вырезают из листа на лазерном раскроечном станке «Трумпф» (Trumpf). Штампованных деталей нет, носовой и кормовой элементы сложной формы выклеены из стеклопластика. Общая особенность – оригинальная рессорно-пневматическая задняя подвеска. Пара пневмоподушек не только позволяют сохранять постоянный дорожный просвет независимо от количества пассажиров, но и устраняют крен кузова при несимметричном их распределении. Классическая компоновка обусловила наличие в передней части салона высокого подиума, под которым прячется рядный четырехцилиндровый турбодизель «Исудзу». Учитывая малое тепловыделение двигателя, установлен автономный отопитель «Вебасто».
Механическая начинка двух модификаций несколько разнится. У пригородной двигатель 4,75 л, 145 л.с. снабжен интеркулером и сблокирован с шестиступенчатой коробкой передач, передаточное отношение главной пары 4,1, дисковые тормоза спереди, а максимальная скорость достигает 105 км/ч. Городской автобус, на котором довелось прокатиться, может разгоняться лишь до 75 км/ч и при этом шумно требует следующую передачу – здесь мотор 4,6 л, 121 л.с. (как на большинстве грузовиков NQR71P), пятиступенчатая коробка, главная пара 5,86 и барабанные тормоза по кругу. Моторы удовлетворяют экологическим требованиям Евро II или Евро III, на подходе и Евро IV.
Все механические агрегаты японские, контейнеры с ними морем доставляют в Одессу, а затем на грузовиках везут в Черкассы. Немало и других импортных элементов: сиденья польские или украинские, внутренняя обивка салона российская или украинская, приводы дверей чешские или турецкие, пневморессоры венгерские, компрессоры и тахографы польские, шины российские. Таким образом, доля Украины в себестоимости составляет лишь чуть больше половины – уровень локализации производства 51%. Цена автобуса на родине $38–39 тыс., в России она вырастает до $41,5 тыс. и выше. Но это сейчас, в будущем она может снизиться...
«БОГДАН» ИДЕТ В РОССИЮ
Корпорация «Богдан» – один из крупнейших и динамично развивающихся автомобильных холдингов Украины. Лидируя по выпуску автобусов и грузовиков, она занимает второе место по производству легковых автомобилей и к 2010 году рассчитывает завоевать 39% всего авторынка Украины.
Одним из важнейших рынков сбыта для своей продукции корпорация считает Россию. Именно поэтому в конце прошлого года совместно с Запорожским автомобильным заводом было начато строительство крупного автосборочного комплекса в Нижегородской области. Стоимость проекта $470 млн. – это крупнейшая украинская инвестиция в экономику России. На площади 250 гектаров за 36 месяцев будет построен завод проектной мощностью 160 тыс. легковых автомобилей – скорее всего, это будут «Шевроле» моделей «Ланос» и «Авео». А кроме того, здесь ежегодно предполагают собирать 6 тыс. автобусов «Богдан-Исудзу» от малых до больших, 8 тыс. шасси для автобусов малого и среднего классов и 60 тыс. дизельных двигателей «Исудзу» для среднетоннажников.
Во всяком случае, таковы планы. Однако не стоит забывать, что в России конкуренция среди производителей малых автобусов сильнее, чем на Украине – у нас выпускают «пазики», а теперь и «Хёндай-Каунти».
МНЕНИЕ…
…ПАССАЖИРА
В сравнении с «Газелью» нравятся две большие автоматические двери, высокий просторный салон, удобные сиденья с достаточно большим шагом. Но сильно шумит двигатель, велика вибрация, трясет при неполной загрузке, слабая система отопления и вентиляции – зимой холодно, летом душно.
…ВОДИТЕЛЯ
Автобус достаточно резвый, но шумный. Основная проблема – сильно мерзнут ноги зимой. Летом, особенно в пробках, жарко, но можно самостоятельно поставить вентилятор. Средний расход топлива – 20 л/100 км.
… РЕМОНТНИКА
Ходовая часть, двигатель надежные и ремонтопригодные, но не нужно скупиться на хорошее масло. Очень частое обслуживание – каждые 10 тыс. км, да и хлопотное – необходимо разбирать и специальным ключом регулировать барабанные тормоза. Характерные неисправности: ломается трубка подвода масла к турбине, трескается расширительный бачок (меняют на «газелевский»), за год ржавеют трубки подвода жидкости к салонным отопителям, ломаются их вентиляторы, за три месяца рассыпается пайка на электропроводке, трескаются фары.
… КОМПАНИИ-ПЕРЕВОЗЧИКА
«Автолайн» эксплуатирует «богданы-А092» с 2004 года, первые машины прошли уже больше 200 тыс. км и показали себя достаточно надежными. На сегодняшний день компания имеет 260 таких автобусов и считает их лучшим предложением в классе. Сейчас закупают машины в исполнении Евро II и только с барабанными тормозами – с дисковыми перегреваются ступицы передних колес.