Арифметика нового КоАП

Арифметика нового КоАП

В ситуации с отсутствующим техосмотром новый закон не устранил нелепость, существовавшую в КоАПе ранее, а только увеличил размер штрафа. Получается, сначала инспектор ГИБДД составит протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 12.1) и снимет оба (!) регистрационных знака. Затем он вас отпустит. Но далее я вам ехать на своем автомобиле не советую. Даже если он исправен. Потому что следующий инспектор (например, через 10 метров) имеет право составить как минимум протокол за управление автомобилем без номеров (штраф 5000 рублей – ч. 2 ст. 12.2 с принятыми изменениями). Странная ситуация. Государство обеспечительными мерами само вынуждает водителя совершать правонарушение и потом за это правонарушение его сурово наказывает. Ведь на автомобиле без регистрационных знаков вы даже на техосмотр ехать не можете! Извольте вызвать эвакуатор. В Москве это «удовольствие» стоит минимум 2000 рублей. А если не прошли техосмотр? Тогда опять эвакуатор. И так без конца. Если повезло и прошли ТО, ехать на машине все равно нельзя. Берите такси и поезжайте на нем за регистрационными знаками туда, где их сняли.

Неудивительно, что очень многие автолюбители предпочитают ТО покупать. Так проще. Сам закон толкает граждан на правонарушения и способствует коррупции.

Еще более печальной выглядит ситуация с задержанием транспортного средства и помещением его на спецстоянку. Например, задержание из-за отсутствия регистрационных документов. В соответствии с действующими Правилами регистрации автомототранспортных средств у вас могут аннулировать регистрацию автомобиля. Например, «при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске...»

Допустим, так и случилось – изъяли все регистрационные документы и знаки, а значит, при любой поездке на автомобиле его могут задержать и поставить на спецстоянку «до устранения причины задержания». Даже если у вас есть доверенность, договор купли-продажи и вы едете из ГИБДД в гараж или на экспертизу в интересах дела. На восстановление регистрации через суд могут уйти годы. Кто будет оплачивать хранение вашего автомобиля? А если регистрацию авто вы восстановить не сможете, то вам придется распрощаться с ним навсегда. Как же так? Автомобиль даже с аннулированной регистрацией – ваша собственность. Никто это не оспаривает. Но… согласно принятому закону автомобили отнимать и ставить на спецстоянку будут.

Абсурдом выглядит и направление на спецстоянку «до устранения причины задержания» автомобиля с неисправной тормозной системой или рулевым управлением! Починить его там нельзя, это не мастерская. Получается, что свой автомобиль вы вообще не получите никогда! Неужели не понимают уважаемые законодатели, среди которых опытнейшие юристы, что создают очередной правовой тупик? Не логичнее было бы в этом случае вызвать эвакуатор и за счет нарушителя доставить задержанный автомобиль в ремонтную мастерскую или гараж?

Кроме того, действующий сегодня порядок предусматривает, что задержанный автомобиль можно вернуть, оплатив штраф и получив соответствующее разрешение в ГИБДД. Странно. Почему для получения своего собственного автомобиля я должен получать чье-то разрешение? Почему я не могу оплатить штраф потом? Обеспечительные меры должны обеспечивать именно безопасность дорожного движения. Собираемость штрафов к этому вопросу никакого отношения не имеет!

Правильно было бы – по аналогии с уголовным законом – просто ограничить срок задержания автомобиля на спецстоянке, например, тремя днями. После этого следует считать автомобиль сданным на ответственное хранение, чтобы владелец мог свободно забрать его, оплатив услуги по хранению. В наших предложениях обосновывалась необходимость жесткого ограничения перечня причин для помещения автомобиля на спецстоянку. Их должно быть дветри, не более. Снимать регистрационные знаки вообще не следует. Для поднятия дисциплины водителей увеличенного многократно штрафа вполне достаточно!

Задержание транспортного средства – это очень серьезная мера, она применяется ГИБДД без судебного решения в отношении собственности граждан или юридических лиц, потому требует наличия тщательно проработанных сопутствующих нормативных актов. На сегодня ТАКИХ (!) актов нет.

Заметим, что Конституция РФ прямо запрещает лишение кого-либо собственности без соответствующего решения суда. Следовательно, если не предполагается лишение автовладельцев их транспортных средств без суда, то механизм их возврата после задержания во ВСЕХ предусмотренных законом случаях должен быть создан еще до вступления закона в силу! И возвращать авто надо владельцам через какое-то определенное законом время, независимо от «устранения причины задержания». Просто контролировать, кто и как забирает машину.

Есть и другая проблема. Уже сейчас сотрудники ГИБДД задают вопрос, что им делать, если неисправность выявлена во время инструментального контроля? Между прочим, по действующим требованиям к техническому состоянию автомобилей даже разница тормозного усилия между колесами на одной оси в 10% при норме 9% является неисправностью тормозной системы. Значит, эксплуатация такого автомобиля по закону должна быть запрещена. Однако разница в 1%, отличающая исправную тормозную систему от неисправной, водителем неуловима. Неуловимо и повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах. Следуя закону, сотрудники ГИБДД обязаны немедленно запретить его эксплуатацию, сняв регистрационные знаки (такое уже было десять лет назад), или, чтобы водитель не выехал с неисправными тормозами на дорогу, отправить автомобиль на спецстоянку. И кто после этого захочет ехать на такой техосмотр?

Вопросы, озвученные в этом материале, только вершина большого айсберга проблем, с которыми общество столкнется после введения закона в действие. К сожалению, принятые поправки в КоАП его не улучшили, а именно ужесточили. Приведет ли увеличение штрафов за нарушение ПДД к снижению количества пострадавших на дорогах – покажет время. Но уже сейчас очевидно, что благие намерения авторов принятого закона грозят обернуться очередным унижением водителей и волной еще больших поборов на дорогах.

Подпишитесь на «За рулем» в