«Мебель» для детей и животных
По цене дивана
Прежде всего в наши обязанности вменяется приобретение товара, который на территории страны не выпускается. Учитывая, что автокресла – вещь первой необходимости, в прямом смысле жизненно важная, выглядит это, согласитесь, несколько цинично. О том, что кресла нужны в принципе, подумали, а вот организацией производства, извините, как-то не озаботились. В конце концов, импорта ведь навалом… И правда, навалом, только вот с ценами проблемы: супернадежное кресло тянет на 16–18 тыс. руб., хорошее креслице стоит 8–9 тыс. руб., попроще, китайское, – 3–4 тыс. При том, что ребенок из него довольно быстро вырастет, для некоторых родителей траты эти довольно ощутимые. Что, понятно, не способствует покупке.
Кстати, если бы наверху действительно подошли к делу неформально, стоимость детских удерживающих устройств могла быть другой. Оказывается, этот вид импорта у нас приравнивается… к мебели. А таможенные пошлины на ее ввоз, как известно, будь здоров! Оттого и конечная цена подскакивает почти в два раза. Однако если от «золотого» итальянского дивана можно отказаться, перебившись недорогим отечественным, с автокреслами этот номер не пройдет. Российских аналогов, как уже говорилось, нет в природе.
Отдельно приятно, что вся подобная продукция не сертифицируется. То есть никто вам не гарантирует, что изготовлена она из безопасных материалов, имеет надежную конструкцию и в критической ситуации реально поможет ребенку. В итоге родители вынуждены сдаваться на милость производителей, что в случае с китайским товаром, мягко говоря, чревато.
Самое интересное при этом, в 80-е годы детские автокресла у нас выпускал завод «Москвич». Из-за отсутствия спроса их впоследствии сняли с производства, поскольку использовать эти устройства никто не обязывал. Есть даже соответствующий ГОСТ от 2005 года. Так почему бы не наладить выпуск? Мало требовать – надо создать максимально благоприятные условия, при которых эти требования будут выполняться!
Информационный вакуум
Другая интересная тема – мероприятия, направленные на популяризацию детских фиксирующих устройств, а также обучение правилам их эксплуатации. Вернее, полное отсутствие этих мероприятий. Действительно, видели ли вы хотя бы один телевизионный ролик или уличный постер на эту тему? Кто-нибудь проинформировал вас о том, как правильно пользоваться автокреслом? Может быть, инспектор ГАИ, медработник из детской поликлиники, какое-то другое официальное лицо? Увы… А ведь подавляющее большинство из нас до прошлого декабря об этом аксессуаре не имело ни малейшего представления. И по логике вещей восполнение этого пробела опять-таки долг государства, коль скоро именно оно выступило инициатором их обязательного использования.
В этой связи показательна федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.». Один из ее пунктов предусматривает «исследование и разработку проблемы обязательного применения специальных удерживающих устройств при перевозке детей и животных». Цель этих праведных трудов: оценка результатов снижения травматизма при использовании детских автокресел, выяснение, какую их конструкцию предпочтительно считать оптимальной, и т.д.
То, что ребятишек в этом документе приравняли к животным, еще цветочки. Если вспомнить, что штрафовать за отсутствие детских спецприспособлений в машине первоначально собирались с 2006-го, а не с 2007 года, то о какой «разработке проблемы» идет речь? К моменту принятия программы все уже должно быть на мази! Ну хорошо, не успели… Однако с тех пор прошло полтора года. И где же следы проделанной работы? Какие модификации спецсредств наиболее надежны? Где наглядная статистика, красноречиво свидетельствующая о том, насколько безопаснее транспортировать зафиксированных с помощью этих средств малышей?
Нет ничего, даже самых простеньких брошюрок с какими-то полезными рекомендациями. А между тем у неподкованных мам и пап в ходу доморощенные советы, часть которых попросту опасна. Например, по подкладыванию под попу ребенка подушек, книжек и проч. Закончиться подобные манипуляции могут очень плохо: при ДТП все эти предметы, как правило, из-под малыша выскальзывают, и его шейка в результате захлестывается ремнем автокресла… На чьей совести будет детское увечье, а может, и того хуже, в программе, естественно, не говорится.
Правила не для всех?
Весьма своеобразный подход продемонстрировали чиновники и в части обязательности использования автокресел. Например, данные устройства должны быть не только в личных машинах – в такси тоже, к которым, по идее, относятся и маршрутки. С одной стороны, по умолчанию, последние явно отнесены к категории общественного транспорта, поскольку детскими фиксирующими устройствами они не оборудованы. Но, с другой стороны, нет ни одной официальной бумаги, подтверждающей «общественный» статус маршруток. Естественно, в этом вопросе хотелось бы ясности. Если это не такси, закрепите соответствующее положение документально, если такси – почему дети в них ездят непристегнутыми, тем более что в аварии попадают с пугающей регулярностью?
Пока никто из наших государственных мужей этим не озаботился. Как, впрочем, и тем, чтобы организовать прокат автокресел, а заодно проверить, что за диковинные устройства, не соответствующие никаким требованиям безопасности, зачастую выдают за них таксисты.
Таможня дает добро
Понятно, что ждать, когда наши верхи наконец пробьет на наведение порядка по всем вышеперечисленным позициям, можно очень долго. Однако ситуация требует безотлагательных мер: из-за головотяпства взрослых малыши страдать не должны. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Недавно общественное движение «Свобода выбора» обратилось за помощью в Госдуму, к председателю Комитета по конституционному законодательству Владимиру Плигину. Ознакомившись с сутью проблемы, депутат пообещал добиться снижения размеров пошлин на ввоз детских кресел (либо даже полную отмену этих пошлин), причем предварительная договоренность с руководителем федеральной таможенной службы уже достигнута.
Если все сложится, через два-три месяца появится постановление правительства РФ по новому порядку их растаможки. Это означает, что средства детской безопасности ощутимо упадут в цене. Параллельно планируют добиться возобновления производства отечественных аналогов, тем более что базой для него легко могут стать авто- или авиационные заводы, где полно отходов дюралюминия.
Что касается квалифицированной информации по правильному подбору и эксплуатации детских кресел, то ее пока также предоставляют лишь активисты-общественники и компании, торгующие подобным товаром (см. соответственно сайты deti-deti.ru и avtodeti.ru).