Три буквы по тройной цене

Три буквы по тройной цене

Буквы AGM означают Absorbed Glass Mat – впитывающие прокладки из стекловолокна. Идея очень проста: в аккумуляторах вместо конвертов-сепараторов, увеличивающих внутреннее сопротивление батареи, между пластинами вложены «промокашки» из стекловолокна, причем весь пакет сильно сжат упругим пластиковым корпусом батареи. Электролит (он обычный, в отличие от настоящих гелевых батарей, где его загущают добавками двуокиси кремния) поднимается по прокладкам, как по фитилю. Сильное сжатие пластин не дает осыпаться активной массе и уменьшает внутреннее сопротивление. В результате такие батареи отдают больший ток и, как утверждают, служат до 12 лет!

Еще одно очень важное свойство батарей AGM заключается в их устойчивости к частым циклам перезаряда и к глубокому разряду. Это особенно важно для автомобилей с системой «стоп-старт», в которых двигатель останавливается на остановках перед светофором.

Пока батареи AGM освоили лишь несколько крупных производителей, причем шкала номинальных емкостей не столь широка, как у обычных аккумуляторов. На российском рынке AGM-батареи емкостью 55 А.ч представлены лишь двумя марками – Deka и Titan, так что мы взяли на экспертизу еще три такие батареи емкостью 70 А.ч – их рекомендуют для больших авто – пикапов, джипов, да той же «Волги», например.

ИСПЫТАНИЯ

В соответствии со стандартами измеряли ток холодного пуска при температуре -18°С, оценивая его по напряжению на батарее при ее разряде заявленным током в течение 10 с и затем током, равным 0,6 от заявленного, еще в течение 80 с. В конце первого отрезка времени напряжение не должно упасть ниже 7,5 В, второго – ниже 6,0 В, иначе – брак.

Мы повторили эти измерения при –30°С (такое испытание предусмотрено международным стандартом МЭК 60095-1 Изд.7).

Резервную емкость оценивали в минутах при разряде током 25 А при температуре +27°С до напряжения 10,5 В.

При испытаниях для батарей AGM предусмотрен несколько иной режим заряда: сначала их заряжают при постоянном напряжении 14,4 В в течение 20 часов, а потом – постоянным током 2,75 А для батарей 55 А.ч или 3,5 А для батарей на 70 А.ч еще 4 часа. Заметим здесь же, что такие батареи более требовательны к работе регулятора напряжения в автомобиле – ведь испарившийся в случае перезаряда электролит восполнить не удастся!

ИТОГИ

Все AGM-батареи оказались с хорошими характеристиками и заметно лучше традиционных аккумуляторов. Батареи емкостью 55 А.ч сильно различались по массе, и не случайно: американцам удалось засунуть в Intimidator (Устрашающий) больше пластин, получив в результате ток холодного пуска почти такой же, как у батарей на 70 А.ч! Вопрос о лидерстве в этой группе решился почти автоматически.

Среди батарей емкостью 70 А.ч все три образца близки по параметрам. Вот только при испытании температурой минус 30°С австрийский Banner поотстал.

БЕЖИМ В МАГАЗИН?

Батареи нового типа наглядно подтвердили преимущества перед обычными: они способны отдать заметно больший ток стартеру и (быть может, главное) должны прослужить чуть ли не втрое дольше. Это оправдывает тройную цену, но... Приобретать батарею AGM есть смысл лишь на современный автомобиль, у которого система заряда работает «как часы». Ведь повышенное даже на доли вольта напряжение приведет к выкипанию электролита (которого здесь меньше) – и тогда рассчитывать на многие годы службы не придется.

БАТАРЕИ ЕМКОСТЬЮ 55 А.ч

2-е место

Титан Gel AGM

Заявленный производитель – Tubor, Россия

Ориентировочная цена – 4300 руб.

Батарея оказалась самой легкой. Но это обусловило относительно скромные результаты: на морозе –30°С продержалась лишь 4 с, да и резервная емкость невелика.

+ Сравнительно низкая цена.

- На работу при –30°С не рассчитана.

1-е место

Deka Intimidator AGM

Заявленный производитель – East Penn Manufacturing, США

Ориентировочная цена – 5600 руб.

В корпус, характерный для батарей этой емкости, удалось поставить больше пластин. Отсюда заметно большая масса, но и великолепные характеристики, сравнимые с батареями на 70 А.ч.

+ Способна отдать 740 А, отлично работает на любом морозе.

- Большой вес.

БАТАРЕИ ЕМКОСТЬЮ 70 А.ч

3-е место

Banner Running Bul AGM

Заявленный производитель – Banner Batterien, Австрия

Ориентировочная цена – 5400 руб.

Батарея заняла честное третье место, поскольку все параметры, кроме резервной емкости, у нее чуть ниже, чем у конкурентов. К тому же при -30°С она продержалась всего 2 с.

+ Наименьшая цена в группе.

- Может не прокрутить двигатель при – 30°С.

2-е место

Deka 70 AGM series

Заявленный производитель – East Penn manufacturing, США

Ориентировочная цена – 5600 руб.

Эта батарея чуть-чуть уступила Varta по резервной емкости. При –30°С равных ей в тесте не нашлось.

+ Прекрасная работа на сильном морозе.

- Самая маленькая резервная емкость в тесте.

1-е место

Varta Ultra Dynamic AGM

Заявленный производитель – Varta, Германия

Ориентировочная цена – 5900 руб.

Лидер теста. Дольше всех работает при –18°С, хороша и при более низких температурах. Да и резервная емкость самая большая.

+ Может крутить стартер при –18°С более 3 минут.

- Не выявлено.

Подпишитесь на «За рулем» в