Три буквы по тройной цене
Буквы AGM означают Absorbed Glass Mat – впитывающие прокладки из стекловолокна. Идея очень проста: в аккумуляторах вместо конвертов-сепараторов, увеличивающих внутреннее сопротивление батареи, между пластинами вложены «промокашки» из стекловолокна, причем весь пакет сильно сжат упругим пластиковым корпусом батареи. Электролит (он обычный, в отличие от настоящих гелевых батарей, где его загущают добавками двуокиси кремния) поднимается по прокладкам, как по фитилю. Сильное сжатие пластин не дает осыпаться активной массе и уменьшает внутреннее сопротивление. В результате такие батареи отдают больший ток и, как утверждают, служат до 12 лет!
Еще одно очень важное свойство батарей AGM заключается в их устойчивости к частым циклам перезаряда и к глубокому разряду. Это особенно важно для автомобилей с системой «стоп-старт», в которых двигатель останавливается на остановках перед светофором.
Пока батареи AGM освоили лишь несколько крупных производителей, причем шкала номинальных емкостей не столь широка, как у обычных аккумуляторов. На российском рынке AGM-батареи емкостью 55 А.ч представлены лишь двумя марками – Deka и Titan, так что мы взяли на экспертизу еще три такие батареи емкостью 70 А.ч – их рекомендуют для больших авто – пикапов, джипов, да той же «Волги», например.
ИСПЫТАНИЯ
В соответствии со стандартами измеряли ток холодного пуска при температуре -18°С, оценивая его по напряжению на батарее при ее разряде заявленным током в течение 10 с и затем током, равным 0,6 от заявленного, еще в течение 80 с. В конце первого отрезка времени напряжение не должно упасть ниже 7,5 В, второго – ниже 6,0 В, иначе – брак.
Мы повторили эти измерения при –30°С (такое испытание предусмотрено международным стандартом МЭК 60095-1 Изд.7).
Резервную емкость оценивали в минутах при разряде током 25 А при температуре +27°С до напряжения 10,5 В.
При испытаниях для батарей AGM предусмотрен несколько иной режим заряда: сначала их заряжают при постоянном напряжении 14,4 В в течение 20 часов, а потом – постоянным током 2,75 А для батарей 55 А.ч или 3,5 А для батарей на 70 А.ч еще 4 часа. Заметим здесь же, что такие батареи более требовательны к работе регулятора напряжения в автомобиле – ведь испарившийся в случае перезаряда электролит восполнить не удастся!
ИТОГИ
Все AGM-батареи оказались с хорошими характеристиками и заметно лучше традиционных аккумуляторов. Батареи емкостью 55 А.ч сильно различались по массе, и не случайно: американцам удалось засунуть в Intimidator (Устрашающий) больше пластин, получив в результате ток холодного пуска почти такой же, как у батарей на 70 А.ч! Вопрос о лидерстве в этой группе решился почти автоматически.
Среди батарей емкостью 70 А.ч все три образца близки по параметрам. Вот только при испытании температурой минус 30°С австрийский Banner поотстал.
БЕЖИМ В МАГАЗИН?
Батареи нового типа наглядно подтвердили преимущества перед обычными: они способны отдать заметно больший ток стартеру и (быть может, главное) должны прослужить чуть ли не втрое дольше. Это оправдывает тройную цену, но... Приобретать батарею AGM есть смысл лишь на современный автомобиль, у которого система заряда работает «как часы». Ведь повышенное даже на доли вольта напряжение приведет к выкипанию электролита (которого здесь меньше) – и тогда рассчитывать на многие годы службы не придется.
БАТАРЕИ ЕМКОСТЬЮ 55 А.ч
2-е место
Титан Gel AGM
Заявленный производитель – Tubor, Россия
Ориентировочная цена – 4300 руб.
Батарея оказалась самой легкой. Но это обусловило относительно скромные результаты: на морозе –30°С продержалась лишь 4 с, да и резервная емкость невелика.
+ Сравнительно низкая цена.
- На работу при –30°С не рассчитана.
1-е место
Deka Intimidator AGM
Заявленный производитель – East Penn Manufacturing, США
Ориентировочная цена – 5600 руб.
В корпус, характерный для батарей этой емкости, удалось поставить больше пластин. Отсюда заметно большая масса, но и великолепные характеристики, сравнимые с батареями на 70 А.ч.
+ Способна отдать 740 А, отлично работает на любом морозе.
- Большой вес.
БАТАРЕИ ЕМКОСТЬЮ 70 А.ч
3-е место
Banner Running Bul AGM
Заявленный производитель – Banner Batterien, Австрия
Ориентировочная цена – 5400 руб.
Батарея заняла честное третье место, поскольку все параметры, кроме резервной емкости, у нее чуть ниже, чем у конкурентов. К тому же при -30°С она продержалась всего 2 с.
+ Наименьшая цена в группе.
- Может не прокрутить двигатель при – 30°С.
2-е место
Deka 70 AGM series
Заявленный производитель – East Penn manufacturing, США
Ориентировочная цена – 5600 руб.
Эта батарея чуть-чуть уступила Varta по резервной емкости. При –30°С равных ей в тесте не нашлось.
+ Прекрасная работа на сильном морозе.
- Самая маленькая резервная емкость в тесте.
1-е место
Varta Ultra Dynamic AGM
Заявленный производитель – Varta, Германия
Ориентировочная цена – 5900 руб.
Лидер теста. Дольше всех работает при –18°С, хороша и при более низких температурах. Да и резервная емкость самая большая.
+ Может крутить стартер при –18°С более 3 минут.
- Не выявлено.