«Русские» начинают и проигрывают

«Русские» начинают и проигрывают

СНОВА РЕКОРДЫ

В странах Европейского Союза продали за 6 месяцев 8,5 млн. легковых автомобилей; есть свои «передовики» и «отстающие». Хорошо продавались «хонды» (+23,5%), «сузуки» (+10,5%), ФИАТ (+10%); не очень – «Рено» (-9,1%), КИА (-8,2%), «Тойота» (-7,3%), «Хёндай» (-7,3%)… А в России у всех плюсы. Вот и в I полугодии 2007 года рынок легковых автомобилей вырос в денежном выражении на 51%. Прирастает он по-прежнему за счет иномарок.

За 6 месяцев продали 1 млн. 166 тыс. автомобилей на общую сумму более 20 млрд. долларов. Из них 716 тыс. – это новые иномарки (510 тыс. ввезли из-за границы, 206 тыс. собрали на российских заводах), 150 тысяч – подержанные иномарки и только порядка 300 тыс. чисто российских автомобилей. Радуемся росту благосостояния наших граждан. Огорчены падением, по сравнению с прошлым годом, спроса на отечественные авто. Их продажи снизились на 23% или на 86 тыс. штук.

А вот объем продаж новых иномарок на территории России за те же 6 месяцев вырос на 70%. При этом лидером по продажам остается марка «Шевроле» – продано 84,5 тысячи. Правда, львиная доля их была выпущена в Тольятти, Калининграде и Запорожье. Кстати, если сложить все марки, входящие в концерн «Дженерал моторс», то отрыв от конкурентов становится еще более значительным: за 6 месяцев было продано 113,3 тыс. штук!

Второе место у компании «Форд» – почти 82 тысячи машин, а третье – у «Тойоты» (72 тысячи). Самый быстрый рост продаж – в 14 с лишним раз – зафиксирован у китайской марки «Чери», а также у «Опеля» – в 3,6 раза.

Самой продаваемой иномаркой в России по-прежнему остается «Форд-Фокус» – почти 47 тысяч штук. Его, как известно, собирают в Ленинградской области. Чтобы удовлетворить спрос, компания «Форд» решила увеличить практически вдвое мощности российского завода и с будущего года собирать здесь еще одну модель – «Форд-Мондео». Пока второе место у «Рено-Логан» – 31 тысяча машин. Завод в Москве тоже удваивает мощности, а к началу будущего года на конвейере должен появиться «Логан»-универсал. Третье место у «Шевроле-Ланос» – 26,5 тысячи. Модель собирают на украинском заводе АВТОЗАЗ, который с нашими заказами еле-еле справляется. Даже идут переговоры о том, что еще одна сборочная площадка для «ланосов» может появиться в России, под Нижним Новгородом.

БИТВА ЗА КОШЕЛЕК

По расчетам «ПрайсУотерхаусКуперс», в первом полугодии 2007 года в России продано импортных автомобилей на 13,2 млрд. долл., иномарок российской сборки – на 2,8 млрд. долл., подержанных машин, ввезенных из-за рубежа, – на 2,2 млрд. долл. А отечественных автомобилей реализовано на 2,4 млрд. долл. Российские автопроизводители потеряли еще 7% рынка! Почему это происходит – понятно. Цены на «лады» и «волги» порой выше стоимости главных конкурентов – иномарок отечественной сборки. Многие эксперты считают, что в следующем году «российские иностранцы» вполне могут перегнать отечественные автомобили и по количеству.

Пока на АВТОВАЗе думают, что делать в этой ситуации, иностранные концерны активно перестраивают работу в России, ведь для многих компаний наш рынок становится одним из главных. Так, для японской «Мицубиси» Россия уже стала первым по объемам продаж рынком в Европе и третьим зарубежным рынком в мире (после США и Китая). Россия – главный рынок в Европе и для бренда «Лексус» (на нашу страну приходится около трети продаж японских автомобилей класса «премиум» на континенте). Для компании «Мазда» российский рынок – третий по значимости в Европе (после Германии и Великобритании), для «Тойоты» и «Хонды» – четвертый. У «Дженерал моторс» и «Форда» Россия пока на пятой строчке по продажам в Европе, но ведь европейский авторынок практически не растет (небольшой прирост есть лишь по странам Восточной Европы), а вот российский – прибавляет от года к году. По всем прогнозам, рост будет продолжаться еще 5–7 лет. Поэтому все без исключения мировые автоконцерны полны решимости побороться за симпатии (и кошельки!) россиян. Та же компания «Мицубиси» выделила Россию как отдельный рынок и старается удовлетворять все заказы и пожелания в первую очередь. Более того, под наши вкусы уже создаются специальные модели – например, седан бизнес-класса «Мицубиси-Галант» (на базе американской версии) продается только в России.

По прогнозам «ПрайсУотерхаусКуперс», к 2011 году объем продаж легковых автомобилей в России в ценовом выражении может вырасти более чем в 2 раза – с 45 до 96 млрд. долл. Правда, для этого необходимы три условия: стабильный рост доходов населения, увеличение доли автомобилей, проданных в кредит, с 25 до 50% и средняя цена автомобиля – не более 20 тыс. долл. Однако за последние 5 лет средняя цена автомобиля увеличилась с 7,5 до 17 тыс. долл.; это произошло из-за изменения структуры рынка – в пользу иномарок. Но сейчас процесс реструктуризации практически завершен, поэтому к 2011 году, по оценкам экспертов, средняя цена автомобиля не должна превысить 20 тыс. долл. Для этого есть все предпосылки: падение курса доллара, увеличивающаяся конкуренция среди производителей, развитие производства российских иномарок, а также экспансия дешевых, особенно китайских, автомобилей.

Увы, но места для традиционных российских автомобилей остается все меньше и меньше.

За 6 месяцев в России было продано 1 млн. 166 тыс. автомобилей на общую сумму около 530 млрд. рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в