Автомобиль как точная наука
КОНКУРСНАЯ ПРОФЕССИЯ
Высшее образование – продукт рыночный. Насколько сегодня нужны в экономике те или иные специалисты, иллюстрируют конкурсы в различные иные вузы страны.
В Московском государственном техническом университете (так сегодня называется Московский автомеханический институт) уже несколько лет подряд конкурс увеличивается: в 2007-м году на одно место претендовали пять абитуриентов!
– Наверное, пришло время говорить, что профессия инженера, столь популярная во времена СССР, опять становится востребованной. А наше образование – престижным среди молодежи, – рассказывает проректор МГТУ (МАМИ) Игорь Колтунов.
…Доска объявлений для абитуриентов – моя первая остановка. Многолюдно.
– А вы не знаете, какие экзамены надо сдавать? – с характерным кавказским акцентом спрашивает молодой парень. Ответить мне сложно – пытаемся разобраться на пару.
В моем представлении МАМИ всегда готовил инженеров – прежде всего, конструкторов машин и механизмов. А теперь первой строчкой в списке специальностей – дизайнер. По данным прошлого года абитуриент, который выбрал себе столь творческое будущее, должен был получить 28 баллов из 30 возможных!
– Сегодня МАМИ готовит специалистов 40 специальностей, – пояснил И. Колтунов. – Если вести отсчет с 70-х годов прошлого века, когда МАМИ стал интенсивно расти вместе с автомобильной отраслью страны, то число студентов увеличилось с 3 до 15 тысяч. В последние годы к тому же существенно расширился перечень специальностей. К тем, что десятилетиями создавали славу нашего образования, наш фирменный стиль – проектирование, конструирование, прибавились новые, современные кафедры. Мы готовим специалистов для автосервисов, инженеров автоматизированных систем управления производством, профессионалов по технологии инженерной защиты окружающей среды.
НА КОГО ЖЕ УЧАТ?
В середине 80-х, когда мне самому пришлось выбирать профессию, МАМИ считался одним из самых «суровых» вузов. Небольшой по тем временам вступительный конкурс и сравнительно легкие экзамены таили в будущем сложность обучения. С первого дня студентов нагружали техническими дисциплинами так, что казалось, надо спать ложиться с чертежным тубусом. А тот, для кого тубус не становился «лучшим другом», уже после первой сессии отправлялся служить Родине под знаменами Советской Армии – отсев в МАМИ был чрезвычайно высок.
За прошедшие двадцать лет студенты сильно изменились внешне. Но тубус остался – он в руках у каждого второго студента!
– Наш подход к инженерному образованию во многом остался традиционным, – уверяет Колтунов. – Инженер обязан быть технически готовым прочитать любой чертеж, любую схему. И без инженерной графики, начертательной геометрии наше образование невозможно. Не снизился за эти годы и уровень требований. Действительно, в первую сессию можем отчислить до половины студентов, которые не успевают по профилирующим предметам. Без лишних разговоров расстаемся даже со студентами платных отделений, если они не могут сдать сессию.
ВЫПУСКНИКОВ ЦЕНИТ «ОБОРОНКА»
Головная боль сегодняшнего студента – найти работу после окончания вуза. Ведь что греха таить, отечественный автопром переживает не лучшие времена. А иностранные производители, возводящие свои предприятия в России, особого интереса к инженерам из МАМИ пока не проявляют. По мнению проректора МГТУ, это временно, скоро такой интерес появится:
– У меня есть повод для оптимизма: например, менеджеры, работающие в крупном автоцентре «Тойота-Кунцево» – почти сплошь наши выпускники. Значит, иностранные компании ценят наше образование. Как ценит его и наша «оборонка», где студенты МАМИ сейчас легко находят работу по специальности. Я уверен – через несколько лет понадобятся наши специалисты и на автопроизводстве. Ведь без инженеров любое предприятие неработоспособно – хоть отечественное, хоть иностранное.
Но в любом случае, по статистике, 94% выпускников МАМИ в первый же год находят работу. По данным Комитета труда и занятости Москвы, на учете по трудоустройству выпускники МАМИ не стоят.
О качестве образования говорит и тот факт, что в МАМИ по-прежнему обучается немало иностранцев, в первую очередь из тех стран, где активно развивается автомобилестроение (Китай, Индия и т.д.).
– Наших специалистов ценят во всем мире. Даже в Израиле у выпускника МАМИ проблем с трудоустройством по специальности не возникает, – рассказывает И. Колтунов. – Разобраться в специфике того или иного производства и применить свои знания наши выпускники могут фактически в любой производственной сфере. А вот что касается узкой специализации, дополнительного образования, здесь мы пока проигрываем передовым иностранным вузам. Для подготовки таких специалистов нужны колоссальные средства, которые должны вложить в подготовку своих кадров компании-производители. Убежден, что скоро такой процесс начнется и у нас.
…Стать студентом МАМИ мне не удалось. Во-первых, возраст не тот. Да и технические дисциплины не давались мне еще в средней школе – плохой из меня вышел бы инженер. Но даже для такого «нетехнического» человека, как я, здесь нашлась новая интересная специальность – «Автомобильный туризм». Первую группу набирают в этом году. Кстати, я и сам много интересного мог бы рассказать на эту тему…
В 30 вузах страны готовят инженеров дорожного хозяйства (специальность – «Автомобильные дороги»). Но об этом – рассказ в одном из будущих номеров.
ФАКУЛЬТЕТЫ МАМИ
Сегодня в МГТУ-МАМИ готовят будущих специалистов на шести факультетах (на дневном, вечернем и заочном отделениях). Продолжительность обучения на дневном отделении: бакалавра – 4 года, инженера – 5 лет, магистра – 6 лет.
АВТОМОБИЛИ И ТРАКТОРЫ
Кафедра «Автомобили» этого факультета – пожалуй, «фирменная» в университете. Здесь учат самым что ни на есть автомобильным специальностям: «Автомобилестроение», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», «Автосервис», а также готовят бакалавров и магистров по направлению «Наземные транспортные средства». Здесь же работает знаменитое студенческое конструкторское бюро, где воплощаются в металле и пластике самые смелые автомобильные фантазии. Кстати, произведения студенческой мысли можно пощупать руками прямо во дворе МАМИ или в холле центрального здания.
На автомобильном факультете готовят и дизайнеров. Конкурс на эту специальность – самый высокий в университете (до 10 человек на место!).
ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
Главная кафедра факультета – «Автомобильные двигатели». Здесь готовят бакалавров и магистров по направлению «Энергомашиностроение» и инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». А кафедра «Транспортные газотурбинные двигатели» этого факультета вообще единственная в России.
На кафедре «Электрооборудование» учатся будущие профессионалы по специальностям «Электрическое и электронное оборудование автомобилей», «Электронные и микропроцессорные системы», «Эксплуатация и диагностика электрического и электронного оборудования», «Электротехника и компьютеризированные электромеханические системы».
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Главная кафедра этого факультета готовит инженеров по специализации «Технология машиностроения». Кроме того, работают кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» и «Автоматизированные станочные системы и инструменты».
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Любопытный факт: на кафедре «Машины и технология литейного производства», помимо основной конструкторской деятельности, разработали и организовали уникальное производство… церковных колоколов в литейном цехе АМО-ЗИЛ. Главная звонница Храма Христа Спасителя в Москве «поет» голосами, созданными в МАМИ.
Кроме традиционных кафедр («Кузовостроение» и др.), на факультете уже почти 30 лет работает кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности», на которой готовят профессионалов по инженерной защите окружающей среды.
АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Кафедра «Автоматика и процессы управления» – ведущая в области информационных технологий. Ее выпускники работают не только в автомобильной отрасли, но и в других сферах; например, их с удовольствием принимают на работу... крупнейшие банки.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Здесь у МАМИ – огромный опыт: кафедра «Экономика и организация производства» основана еще в 1945 году! Не менее популярна новая кафедра «Маркетинг и менеджмент», где студентов учат разрабатывать инновационные проекты, бизнес-планы, стратегические программы.
НЕ ТОЛЬКО В МОСКВЕ
По специальности «Автомобили и тракторы» учат еще во многих государственных университетах, академиях и институтах страны. Например:
Волгоградском государственном техническом университете;
Ижевском государственном техническом университете;
Камской государственной инженерно-экономической академии (Набережные Челны);
Ковровской государственной технологической академии (Ковров Владимирской области);
Курганском государственном университете;
Липецком государственном техническом университете;
Пензенском государственном университете;
Санкт-Петербургском государственном политехническом университете;
Тольяттинском государственном университете;
Ульяновском государственном техническом университете;
Уральском государственном техническом университете – УПИ (Екатеринбург);
филиале Московского государственного университета приборостроения и информатики (Серпухов).