Не попробуешь на зуб
От системы зажигания одни стараются держаться подальше – при мысли о 15–20 киловольтах их охватывает оцепенение. Другие, наоборот, убеждены, что высокое напряжение «Самары» – бумажный тигр: хоть и трахнет до печенок, а не убьет. Первым напомню: не следует бояться техники, надо лишь не допускать ошибок, а посему – изучать. Вторым шепну: такой «электрошок» не всякому по плечу. А насчет неверных приемов – ими даже Чернобыльскую АЭС загубили, что уж толковать о зажигании!
Пример. Как проверить, приходит ли высокое напряжение на свечу? Кто-нибудь скажет: мол, это просто – снять с нее провод, вставить в наконечник подходящий гвоздь, включить зажигание и, прокручивая коленвал, аккуратно подводить «приспособление» к «массе»... – при каком-то зазоре должна появиться искра. Тут сделаю одно замечание. Если искра легко, с хорошим щелчком, «прошивает» миллиметров десять воздуха, то с напряжением порядок. Но не допускайте работы катушки при очень большом зазоре (некоторые даже хвастают тем, что у них искра «аж голубая» и вдвое длинней) – даже в простейшем зажигании «копейки» перегруженная катушка может отказать из-за пробоя изоляции и т.п. Значит, при проверке провод надо надежно закрепить, чтобы зазор воздушного разрядника оставался в пределах допустимых 10–11 мм.
С системами посложнее такие шутки тем более неуместны. Например, не советуют необдуманно снимать со свечи провод, дабы не повредить катушку или коммутатор, особенно на работающем двигателе. Зажигание может отказать, а то и хозяин ненароком опробует свой «электрошокер»! Не стоит ставить такие опыты и на машинах с другими современными системами зажигания.
В системах с модулем зажигания (например, 1,5-литровых двигателей ВАЗ-2111 и 2112) проверить работоспособность двухвыводных катушек удобно несложным приспособлением – по одному на каждую катушку. Годится оно и для двигателя ВАЗ-21114 рабочим объемом 1,6 л. На этих двигателях одна катушка обслуживает первый и четвертый цилиндры, другая – второй и третий. Соответственно, два представленных здесь пробника включаем в высоковольтные провода первой и второй свечи. Если в разрядниках видны мощные искры, то катушки модуля и все цепи до них исправны, а причина неполадок с двигателем в чем-то другом. Например, пора заменить свечи.
У 16-клапанного двигателя ВАЗ-21124 самостоятельные катушки зажигания для каждого цилиндра. Некоторые проверки здесь проще, чем у прежних моторов. Допустим, какой-то цилиндр хандрит. Надо бы убедиться в исправности низковольтной части системы, до катушек, – иначе говоря, узнать, приходит ли на них управляющий сигнал контроллера. Конечно, можно воспользоваться тестером, но гораздо быстрей с самодельным пробником, который здесь показан.
Снимаем с первой катушки зажигания штекер и соединяем его с нашим пробником. Помощник включает стартер и нажимает педаль газа до упора, чтобы форсунки гарантированно не работали – это режим продувки цилиндров. Светодиод мигает – значит, управляющее напряжение с контроллера поступает на катушку. Проверяем управление следующей… В итоге два варианта. Если управляющий сигнал контроллера приходит на все катушки, остается проверить сами катушки и свечи – уже без пробника. В конце концов вы найдете неисправность. Худо, если светодиод не мигает – значит, хотя бы к одной катушке управляющий сигнал контроллера не приходит. Поиск причины бывает довольно сложным. Возможно, не в порядке контроллер или проводка. А вот если отказал датчик положения коленвала, то ни одна катушка работать не будет. Это же касается и некоторых отказов охранных систем.