Шапочный разбор
Кто-то гордится престижной маркой своего автомобиля, другой не прочь лишний раз показать возможности мотора, а некоторые считают, что главное – броский дизайн. Но открытые машины-кабриолеты вызывают особое внимание. Кстати, они и технически очень интересны.
МЯГКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА
Мягкие шляпы всегда в моде – классический кабриолет должна укрывать тканевая крыша. Правда, современные требования к комфорту и новые технологии вносят коррективы в эту, на первый взгляд, неподвластную времени конструкцию. Например, у большинства автомобилей заднее пластиковое окно заменили стеклянным с подогревом. Оригинальные решения рождаются и в постоянной борьбе за объем багажника. Так, крыша родстера БМВ-Z4 убирается в короб в багажнике, складываясь на Z-образных рычагах. Когда тент поднимается, ящик сжимается, освобождая драгоценные 20 л полезного объема – в самый раз под сумку для гольфа. Кстати, «шляпа» у этой машины может быть не только классическая – черная. Пожалуйста, подбирайте один из трех цветов в тон кузова. Убирать и раскладывать крышу БМВ приходится вручную, но за доплату предлагают и электрогидравлический сервопривод. А от трескучего мороза спасет жесткий колпак, который можно установить поверх мягкого тента.
Натянуть крышу водителю родстера «Мазда МХ-5» – пара пустяков. Не нужно даже выходить из машины: вытягиваете «колпак» из багажника и фиксируете на кромке лобового стекла затвором. Пожалуй, помощники будут только мешать. А вот на родстере побольше – «Ауди-ТТ» от услуг электрогидравлического привода отказываться неразумно. Водитель просто нажимает кнопку и всего за 12 (!) секунд салон накроет тент. Сделать это можно прямо в движении, правда, на скорости до 30 км/ч.
Головные уборы кабриолетов уже давно не делают из простого брезента, да и тяжелые стальные каркасы нынче не в моде. Дуги все чаще изготавливают из легкого алюминия, как, например, на кабриолете «Ауди-А4», а иногда даже из магниевого сплава, как у БМВ-Z4. Тент же состоит минимум из трех слоев. У роскошного «Бентли-Континенталь GTC» наружный служит для гидро- и шумоизоляции, средний удерживает тепло, а уж внутренний создает ощущение уюта и роскоши. Пассажиров роскошного «Роллс-Ройса Дропхед Купе» укрывает от внешнего мира аж пятислойный сэндвич!
ЖЕСТКОЕ МЕСТО
Как совместить достоинства кабриолета и автомобиля с жесткой крышей? Решение – формула купе-кабриолет. Жесткую, разрезанную на части крышу хитроумный механизм со сложной кинематикой убирает в багажник за несколько секунд, превращая закрытый автомобиль в открытый. С одной стороны, чем мельче «нарезан» колпак, тем плотнее его можно уложить в багажник. Характерный пример: на «Пежо-207 СС» «шляпа» состоит всего из двух частей, а на «Фольксвагене-Эос» – из пяти! В итоге у 207-го сложенная крыша уменьшает объем багажника в 2,5 раза, а в немецкой «Авроре» – меньше чем вдвое. Правда, мелко порубленная конструкция не лишена недостатков – она сложнее и дороже в производстве, требует особенно серьезной работы по уплотнению сочленений.
Крыша «Рено-Меган СС», так же как и у земляка «Пежо», состоит из двух секций, которые в багажнике укладываются буквой V. Но если приглядеться, заметно существенное отличие от многих других моделей. Машина стала первой в своем классе со складной стеклянной (!) крышей. Для лучшей тепло- и шумоизоляции ее сделали из четырехмиллиметрового тонированного стекла, прошедшего закалку. По заказу «Рено» «хрустальную шляпку» разработала немецкая фирма «Карманн» – известный специалист по части кабриолетов и их компонентов.
Конструкторы фирмы «Фольксваген» пошли еще дальше. Совместно с компанией «Вебасто» разработали для купе-кабриолета «Эос» пятисекционную крышу с подъемно-сдвижным стеклянным люком! Конструкции, состоящей из 470 деталей, дали даже собственное название – крыша CSC. Площадь люка – 0,68 м2, его задняя часть для вентиляции приподнимается на 35 мм. Система управления получает информацию от двенадцати датчиков, которые контролируют более 250 параметров и передают информацию по скоростной CAN-шине. Скажем, умная электроника сканирует пространство за автомобилем, используя парковочные радары. Если за спиной препятствие, крыша останется неподвижной. В движение ее приводят четыре пары гидроцилиндров, а спрятанный в багажнике радиально-поршневой насос развивает рабочее давление 160 бар.
ВХОДИТЕ, ОТКРЫТО!
«Ситроен-С3 Плюрьель» – пример неординарного подхода к вроде бы простой задаче. Возможности трансформации у этой машины выходят за рамки привычного. Обычный с виду хэтчбек превращается в полноценный кабриолет.
Сначала, после щелчка тумблером мягкая матерчатая крыша складывается гармошкой, отъезжая по продольным полозьям к заднему стеклу. Причем остановить этот процесс можно в восьми (!) промежуточных положениях. Потом гармошку тента, сложенную вместе с задним стеклом в кассету, на хитрых шарнирах задвигают в специальную нишу в полу багажника. Эту операцию проводят уже вручную, да и лишний скарб из машины придется выгружать. Но и это еще не все. Теперь можно отстегнуть фиксаторы продольных дуг и снять их с машины. Правда, эти направляющие придется оставить в гараже – место в багажнике для них не предусмотрено. А хрупким дамам лучше позвать на помощь сильную половину – каждая арка весит около 12 кг. И, наконец, кульминация! Складываем заднее сиденье, создавая ровную площадку, откидываем «борт» (он же – крышка багажника)... Хэтчбек превратился в открытый пикап с платформой длиной 1180 мм! Правда, грузоподъемность всего 350 кг, и на откинутый борт нельзя взваливать больше сотни. Но для перевозки, например, спортивной амуниции вполне подойдет. К тому же этот «Ситроен» все-таки кабриолет, а не просто грузовик!
Говорить о практичности кабриолетов как-то неудобно. Правда, модели с жесткой крышей, пожалуй, даже более универсальны, нежели обычные купе, но заметно дороже. Ну а с точки зрения по-настоящему расчетливого покупателя, и те, и другие «не тянут»; классические кабриолеты и родстеры с мягким верхом – тем более. Но ведь и красивые дорогие головные уборы, абсолютно бесполезные, но подчеркивающие индивидуальность, выбирают скорее сердцем, нежели умом. И поступают так, кстати, не только дамы. Многим представителям мужского пола тоже отнюдь не все равно, что носить на голове. Порой вкусы настолько неординарны, что... хочется снять шляпу.