Шапочный разбор

Шапочный разбор

Кто-то гордится престижной маркой своего автомобиля, другой не прочь лишний раз показать возможности мотора, а некоторые считают, что главное – броский дизайн. Но открытые машины-кабриолеты вызывают особое внимание. Кстати, они и технически очень интересны.

МЯГКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА

Мягкие шляпы всегда в моде – классический кабриолет должна укрывать тканевая крыша. Правда, современные требования к комфорту и новые технологии вносят коррективы в эту, на первый взгляд, неподвластную времени конструкцию. Например, у большинства автомобилей заднее пластиковое окно заменили стеклянным с подогревом. Оригинальные решения рождаются и в постоянной борьбе за объем багажника. Так, крыша родстера БМВ-Z4 убирается в короб в багажнике, складываясь на Z-образных рычагах. Когда тент поднимается, ящик сжимается, освобождая драгоценные 20 л полезного объема – в самый раз под сумку для гольфа. Кстати, «шляпа» у этой машины может быть не только классическая – черная. Пожалуйста, подбирайте один из трех цветов в тон кузова. Убирать и раскладывать крышу БМВ приходится вручную, но за доплату предлагают и электрогидравлический сервопривод. А от трескучего мороза спасет жесткий колпак, который можно установить поверх мягкого тента.

Натянуть крышу водителю родстера «Мазда МХ-5» – пара пустяков. Не нужно даже выходить из машины: вытягиваете «колпак» из багажника и фиксируете на кромке лобового стекла затвором. Пожалуй, помощники будут только мешать. А вот на родстере побольше – «Ауди-ТТ» от услуг электрогидравлического привода отказываться неразумно. Водитель просто нажимает кнопку и всего за 12 (!) секунд салон накроет тент. Сделать это можно прямо в движении, правда, на скорости до 30 км/ч.

Головные уборы кабриолетов уже давно не делают из простого брезента, да и тяжелые стальные каркасы нынче не в моде. Дуги все чаще изготавливают из легкого алюминия, как, например, на кабриолете «Ауди-А4», а иногда даже из магниевого сплава, как у БМВ-Z4. Тент же состоит минимум из трех слоев. У роскошного «Бентли-Континенталь GTC» наружный служит для гидро- и шумоизоляции, средний удерживает тепло, а уж внутренний создает ощущение уюта и роскоши. Пассажиров роскошного «Роллс-Ройса Дропхед Купе» укрывает от внешнего мира аж пятислойный сэндвич!

ЖЕСТКОЕ МЕСТО

Как совместить достоинства кабриолета и автомобиля с жесткой крышей? Решение – формула купе-кабриолет. Жесткую, разрезанную на части крышу хитроумный механизм со сложной кинематикой убирает в багажник за несколько секунд, превращая закрытый автомобиль в открытый. С одной стороны, чем мельче «нарезан» колпак, тем плотнее его можно уложить в багажник. Характерный пример: на «Пежо-207 СС» «шляпа» состоит всего из двух частей, а на «Фольксвагене-Эос» – из пяти! В итоге у 207-го сложенная крыша уменьшает объем багажника в 2,5 раза, а в немецкой «Авроре» – меньше чем вдвое. Правда, мелко порубленная конструкция не лишена недостатков – она сложнее и дороже в производстве, требует особенно серьезной работы по уплотнению сочленений.

Крыша «Рено-Меган СС», так же как и у земляка «Пежо», состоит из двух секций, которые в багажнике укладываются буквой V. Но если приглядеться, заметно существенное отличие от многих других моделей. Машина стала первой в своем классе со складной стеклянной (!) крышей. Для лучшей тепло- и шумоизоляции ее сделали из четырехмиллиметрового тонированного стекла, прошедшего закалку. По заказу «Рено» «хрустальную шляпку» разработала немецкая фирма «Карманн» – известный специалист по части кабриолетов и их компонентов.

Конструкторы фирмы «Фольксваген» пошли еще дальше. Совместно с компанией «Вебасто» разработали для купе-кабриолета «Эос» пятисекционную крышу с подъемно-сдвижным стеклянным люком! Конструкции, состоящей из 470 деталей, дали даже собственное название – крыша CSC. Площадь люка – 0,68 м2, его задняя часть для вентиляции приподнимается на 35 мм. Система управления получает информацию от двенадцати датчиков, которые контролируют более 250 параметров и передают информацию по скоростной CAN-шине. Скажем, умная электроника сканирует пространство за автомобилем, используя парковочные радары. Если за спиной препятствие, крыша останется неподвижной. В движение ее приводят четыре пары гидроцилиндров, а спрятанный в багажнике радиально-поршневой насос развивает рабочее давление 160 бар.

ВХОДИТЕ, ОТКРЫТО!

«Ситроен-С3 Плюрьель» – пример неординарного подхода к вроде бы простой задаче. Возможности трансформации у этой машины выходят за рамки привычного. Обычный с виду хэтчбек превращается в полноценный кабриолет.

Сначала, после щелчка тумблером мягкая матерчатая крыша складывается гармошкой, отъезжая по продольным полозьям к заднему стеклу. Причем остановить этот процесс можно в восьми (!) промежуточных положениях. Потом гармошку тента, сложенную вместе с задним стеклом в кассету, на хитрых шарнирах задвигают в специальную нишу в полу багажника. Эту операцию проводят уже вручную, да и лишний скарб из машины придется выгружать. Но и это еще не все. Теперь можно отстегнуть фиксаторы продольных дуг и снять их с машины. Правда, эти направляющие придется оставить в гараже – место в багажнике для них не предусмотрено. А хрупким дамам лучше позвать на помощь сильную половину – каждая арка весит около 12 кг. И, наконец, кульминация! Складываем заднее сиденье, создавая ровную площадку, откидываем «борт» (он же – крышка багажника)... Хэтчбек превратился в открытый пикап с платформой длиной 1180 мм! Правда, грузоподъемность всего 350 кг, и на откинутый борт нельзя взваливать больше сотни. Но для перевозки, например, спортивной амуниции вполне подойдет. К тому же этот «Ситроен» все-таки кабриолет, а не просто грузовик!

Говорить о практичности кабриолетов как-то неудобно. Правда, модели с жесткой крышей, пожалуй, даже более универсальны, нежели обычные купе, но заметно дороже. Ну а с точки зрения по-настоящему расчетливого покупателя, и те, и другие «не тянут»; классические кабриолеты и родстеры с мягким верхом – тем более. Но ведь и красивые дорогие головные уборы, абсолютно бесполезные, но подчеркивающие индивидуальность, выбирают скорее сердцем, нежели умом. И поступают так, кстати, не только дамы. Многим представителям мужского пола тоже отнюдь не все равно, что носить на голове. Порой вкусы настолько неординарны, что... хочется снять шляпу.

Подпишитесь на «За рулем» в