Все начинается с формулы
Довольно часто изобретения приходят в серийные автомобили после обкатки в болидах формулы 1. Неудивительно: поначалу стоимость новинок зашкаливает, что не дает им конкурировать с традиционными решениями. Но технологии совершенствуются – то, что вчера было запредельно дорого, мало-помалу становится общедоступным.
«Торотрак» – такое название придумали авторы для своего детища (и одновременно для фирмы) – может перевернуть наши представления о коробках передач. Компактное устройство состоит из двух узлов – тороидального бесступенчатого вариатора и планетарного суммирующего механизма. Вот как оно работает.
Вариатор содержит две пары ведущих и ведомых дисков, поверхность которых имеет углубления тороидальной формы (отсюда и название). Между ними зажаты паразитные колеса, оси которых могут отклоняться управляющим механизмом так, что контакт с дисками никогда не теряется, но происходит либо по их внешнему, либо по внутреннему диаметру. От этого и зависит передаточное отношение. Работает такая передача не «всухую», а через тончайший слой синтетической жидкости с длинными молекулами. Благодаря этому механический КПД достигает 90%.
Суммирующий механизм заменяет переключатель переднего и заднего хода, а также нейтрали. По сути, это планетарная передача, один из элементов которой соединен с валом двигателя, второй – с выходом вариатора, а третий – с ведущими колесами авто. В зависимости от передаточного числа вариатора колеса могут вращаться вперед, назад или вовсе стоять на месте (нейтральное положение).
Новинка должна появиться в болидах формулы 1 в 2009 году, когда вступят в силу новые правила по защите экологии.