Против лома – нет приема!
О необходимости хоть как-то соответствовать европейским экологическим нормам журнал пишет на протяжении лет десяти–пятнадцати. Мы выражаем мнение многих и многих сограждан. Проблему защиты окружающей среды многократно пытались решать в правительстве, регулярно назначали сроки введения очередных норм... чтобы потом их перенести. Но вот в апреле 2006 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», по которому запрещено производить и ввозить на территорию страны автотехнику с выхлопом грязнее, чем допускает Евро II.
Окончательный отказ от пресловутого карбюратора в пользу электронного впрыска с каталитическим нейтрализатором – несомненно, большая победа прогресса над косностью. Правда, тем более впечатляющая, что большинство отечественных заводов перешло на Евро II раньше, чем того потребовало постановление. Но на самом деле в нем же припрятаны некие (секретные!) исключения из общих правил. Скажем, какую-то часть грузовиков для армии продолжат выпускать со старыми системами. Возможно, есть и другие исключения – в нашей стране возможно все. Поэтому спустя почти полтора года после тотального перехода на Евро II мы принялись обзванивать дилерские станции и автосалоны.
...Между нами, я не очень понимал смысл этой затеи: зачем искать то, чего уже нет в природе? Разве что на далеком, якобы бывшем военном складе или в ограниченной «экспериментальной» партии найдется-таки микроавтобус УАЗ или «Ода», выпущенная пару лет назад, – что-то в этом духе. Но большинство телефонных переговоров с дилерами сводилось к классическому ответу: «Вегетарьянского не держим-с!».
НЕ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ!
Итак, нам не удалось разыскать в продаже ни продукции АВТОВАЗа, ни УАЗа, ни «ИжАвто», которая не соответствовала бы современным экологическим требованиям. Оставался Серпуховский завод.
– Но у «Оки» теперь китайский мотор и коробка... – начал было коллега.
– Однако на официальном сайте завода все еще числится модель СеАЗ-11113!
– Что же – ищите! – и я в очередной раз принялся нажимать кнопки телефона.
Быстро дозвонился до заводского торгового дома с просьбой продать карбюраторную «Оку».
– Завод такую сейчас не производит! – был ответ.
– И что же, из ранее выпущенных машин совсем ничего не осталось? – не сдавался я.
– Попробуйте у дилеров поискать; может, где еще есть остатки. У нас точно нет! – еще раз заверили в Серпухове.
Да, похоже, и тут «прокол»... Что же, отрицательный результат – тоже результат; так и напишем – постановление правительства выполнено, новые автомобили, не соответствующие нормам, в продаже не обнаружены! Но для очистки совести звоню в первый попавшийся дилерский центр по продаже «Оки» в Москве.
– Здравствуйте! Мне бы очень хотелось купить «Оку», но только с карбюратором.
– Есть, но только в одном цвете.
Чуть не крикнув в трубку: «Заверните!» – я тут же выехал на место. Действительно, на площадке перед салоном стояла целая стайка ярко раскрашенных машинок, причем, как оказалось, в двух вариантах – китайском и отечественном. Хочешь – выбирай «почти иномарку» (от 140 тыс. руб.), хочешь – вариант с «родным» двигателем и карбюратором (123 тыс.). Причем второй вариант – совершенно легальный; на идентификационной табличке «карбюраторной» «Оки» красуется значок РОСТЕСТа (РОСС RU МТО2.Е 04305), так что – не подкопаешься!
Вот те на! Глазам своим не верю: это еще продается?
– И правильно, что не верите! Эта машина уже продана, – отвечает менеджер салона.
– А еще такие будут?
– Не волнуйтесь, завтра партия как раз придет.
– Поступления часто бывают?
– Не очень; машины, кстати, быстро раскупают.
Продолжаю оглядывать «Оку», пока менеджер нахваливает ее достоинства:
– Обычно такую покупают люди постарше, ведь про нее все известно – как ремонтировать, где и т.д. Есть только одно «но»...
– Какое? – в свой вопрос вкладываю максимум заинтересованности потенциального покупателя.
– Если вы будете ее эксплуатировать в сельской местности, не ставьте, пожалуйста, летом на травку! Там снизу катализатор, он раскаляется, так что вы лучше машину оставляйте на бетонной или асфальтовой площадке…
– Что там накаляется?!
– Катализатор, да вы загляните сами...
Действительно, под днищем и без того невысокой «Оки» свисает здоровенный серебристый набалдашник на выпускной системе – катализатор!
– Елки-палки, да как же этот «кентавр» ездит-то?
Менеджер с довольной улыбкой отца, разъясняющего неразумному сыну, что «спички детям – не игрушки», продолжил наставления: «Да вы не беспокойтесь! Как техосмотр пройдете, надо ломиком по катализатору – бац! – и поедете как надо». Именно к этому варианту «тюнинга», видимо, надо склониться еще и потому, что с каталитическим нейтрализатором машина, по словам продавца, «воняет, как нестиранные носки».
Я, честно говоря, не понял, каким образом уважаемый завод, мягко говоря, обошел кабинет министров и его постановление. Но, перед тем как уйти из автосалона «за деньгами», поинтересовался: не будет ли препятствий при постановке на учет новой карбюраторной «Оки»? И получил вполне ожидаемый ответ: «Нам машины ни разу не возвращали. Раз завод выпускает, а в ГИБДД ставят на учет – значит, они между собой договорились!»
«Я СЕБЕ ЕЩЕ НАРИСУЮ»...
...Говорил кавалерист Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», расплачиваясь за самогон и тряпки лично нарисованными карбованцами. Нет ничего невозможного в нашей стране! Вспоминаю рассказ ветеранов АЗЛК, как для сертификационных испытаний было специально изготовлено несколько «москвичей», «заточенных» на 100-процентное прохождение сертификата по каждому направлению. Один замечательно тормозил, другой «укладывался», причем с запасом, в требования экологии и т.д. В результате они получили сертификат – как один автомобиль... Ведь главное – обзавестись нужной бумагой! И тогда замухрышка превратится в Золушку, причем не на пару часов – на годы.
И не надо тут искать «проплаченный наезд» на отечественную микролитражку. И оправдывать появление сего уродца бедностью нашего населения, которое не может себе позволить «дорогой» инжектор. Это все разговоры! Ежегодно у нас в стране продается (и покупается) больше 2 млн. автомобилей. Из них всего несколько сотен – «приспособленных» под современные требования ВАЗ-11113. Понятно, что погоды на рынке они не сделают. Да, помогут заводу избавиться от некоторого количества залежавшихся двигателей. Но психологический эффект от этого какой! Значит – у нас все позволено? Против лома – нет приема...
P.S. На момент проведения рейда машину, аналогичную «моей», можно было приобрести не только в Москве, но и в Белгороде, Уфе, Тольятти и Нижнем Новгороде. Причем в салонах подчеркивают, что речь об автомобилях именно 2007 года выпуска. Что-то не очень похоже на «остатки», о которых мне рассказали на заводе. И только один из дилеров «Оки» – в Тольятти – признался, что «карбюраторные» машины у них есть, но 2006 года.
С КАРБЮРАТОРОМ – НЕВОЗМОЖНО!
Комментарий заведующего отделением экологии транспортных средств ФГУП НИЦИАМТ, к.т.н. Марка Вайсблюма
На автомобиле с карбюраторной системой питания выполнить требования Евро II нереально. Хотя, если карбюратор дооснащен электронной системой коррекции топливоподачи, нормы Евро II в принципе достижимы, но – только в конкретный момент, на отдельно взятом автомобиле; обеспечить выполнение этих требований в производстве и тем более в эксплуатации практически невозможно. Это связано с тем, что карбюратор, как механическая система, не может обеспечить требуемой стабильности параметров топливоподачи. Не стоит забывать и о том, что требования Евро II нормируют не только выбросы вредных веществ с отработавшими газами, но также уровень испарений топлива из системы питания. Как следствие – автомобили, которые проходят сертификацию на соответствие нормам токсичности Евро II, должны быть в обязательном порядке оснащены системой улавливания топливных испарений.
«Вы не беспокойтесь! Как техосмотр пройдете, ломиком по катализатору – бац! – и поедете как надо».